Процесс цифровой трансформации, начавшийся в нашей стране несколько лет назад, до недавних пор проходил неравномерно.
По данным аналитиков, еще в 2020 году большинство российских компаний находились на начальных стадиях цифровизации [1]. А бизнесов, где элементы цифровой инфраструктуры связаны и интегрированы друг с другом, где выстроена полная цифровая модель компании, процессы оцифрованы, реализованы инструменты CRM-системы, насчитывалось не так много.
Как пишет информационно-правовой портал «Гарант.ру», необходимость проведения цифровой трансформации именно на базе отечественных решений закреплена в национальной программе (нацпроекте) «Цифровая экономика»: согласно установленным в паспорте проекта целевым показателям, стоимостная доля закупаемого или арендуемого органами власти отечественного ПО должна расти на 5% ежегодно и с 70% в 2020 году увеличиться до 90% в 2024 году. Для государственных корпораций и компаний с госучастием данный показатель должен вырасти с 50% в 2020 году до 70% в 2024 году.
Федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды еще в 2017–2018 годах должны были перейти на отечественное офисное программное обеспечение (согласно распоряжению Правительства РФ от 26.07.2016 № 1588-р), органам власти регионов и МСУ было рекомендовано сделать это до конца 2020 года. А до 2021 года предполагалось организовать переход на использование преимущественно российского ПО подведомственным органам власти и МСУ, а также государственным внебюджетным фондам учреждений, предприятий и организаций (приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 08.05.2019 № 184). Госкомпаниям рекомендовалось утвердить планы мероприятий по переходу на преимущественное использование отечественного ПО, в том числе офисное, на 2018–2021 годы (приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 20.09.2018 № 486).
В прошлом году ряду из них — акционерным обществам с государственным участием, включенным в специальный перечень, — директивами по цифровой трансформации госкомпаний, утвержденными Правительством РФ, было предписано в срок до 1 сентября 2021 года актуализировать или разработать (при отсутствии) собственные стратегии цифровой трансформации. В этих стратегиях, в частности, должны быть предусмотрены положения о достижении к 2024 году 70%ной доли расходов АО на закупку отечественного ПО и связанные с ним работы (услуги) в общей доле соответствующих затрат компании, а также увеличение к 2030 году вложений в российские IT-решения в 4 раза по сравнению с уровнем 2019 года (что соотносится с показателями, установленными нацпроектом «Цифровая экономика» и Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474).