Недавно назначенный руководитель смены предприятия по производству продуктов питания вначале демонстрировал видимые успехи. Руководство не могло нарадоваться своему выбору. Но уже через полгода стали появляться первые «сигналы». Так, из компании чудом не уволился ключевой сотрудник — ведущий технолог. Вырастить такого специалиста можно только за долгие годы. Только благодаря усилиям службы развития персонала удалось убедить технолога остаться на предприятии. Что же стало основной причиной? «Новый руководитель совершенно не уделял мне внимания. А когда я пришел с заявлением, он молча его подписал, как будто я не представляю никакой ценности для компании», — рассказал технолог.
Действительно, перед нами распространенный случай, когда «выросший» в компании руководитель, занимая свой пост, демонстрирует далеко не лидерское отношение к сотрудникам.
Давайте разберемся, какие именно требования предъявляются к современному лидеру производственного предприятия?
Необходимо отметить, что наибольшее количество исследований на темы лидерства (около 5000) было проведено в ХХ в. Очевидно, что повышенный интерес к этой проблеме был вызван потребностями общества, причем капиталистического общества. Тема лидерства рассматривалась, прежде всего, в контексте того, какой лидер может управлять людьми наиболее эффективно. Причем основные исследования проводились на Западе в период между второй и третьей промышленными революциями, т. е. в середине ХХ в. и позже. На важное обстоятельство указывает также теория поколений Н. Штрауса и Н. Хоува, согласно которой основные поколения, на примере которых исследовали проблемы лидерства, — это «молчаливое» поколение и «беби-бумеры». Для них характерны такие установки, как «работа — это жизнь», «живу, чтобы работать», уважение к статусу, к должности, желание работать, быть «рабочими лошадками» и т. п.
Соответствующим образом развивались и теории лидерства. Одна из первых теорий (теория героев) копировала основные черты лидера с легендарных героев таких, как Геракл или Одиссей. Одной из черт такого лидера была «впечатляющая внешность», а также «здравый смысл». Возникшая уже в конце XIX — начале XX в. «Теория великих людей» М. Вебера в числе черт лидера включала «страсть», «глазомер», «чувство ответственности». В теории черт Р. Стогдилла появляются такие характеристики лидера, как «господство или преобладание над другими». В последующих моделях много внимания уделяется «влиянию», «принятию решений», появляется уже поведенческая гибкость.