Я сажусь за руль новейшего Scania S500. Над головой — пространство, которого хватает, чтобы встать в полный рост, за спиной — два спальных места 80 и 100 см шириной. Это больше, чем купе в поезде. В одной из ниш есть настоящая кофеварка с резервуарами для зерен и воды. Пневматическая система регулировки рулевой колонки и бесчисленное количество степеней регулировки сиденья позволяют занять какое угодно положение водителю любой комплекции. Я остановился на более привычном «легковом алгоритме» — с прямой строгой посадкой, установив спинку сиденья в более вертикальное положение. Эту привычку поддерживают эргономические изыски создателей «Уралов» и КАМАЗов. Андрей, мой коллега и по совместительству инструктор Учебного центра Scania, посмеивался: «На гонки, что ли, собрался? Опытный дальнобойщик едет, немного откинувшись на сиденье, как в люльке». Я так и сделал. Хм, а ведь действительно удобно.
Водители легковых машин все еще уверены, что переключение передач — это каторжный труд, из-за которого они никогда не сели бы за руль грузовой машины. Андрей высказал мысль, что это к лучшему, ведь, оставаясь в неведении о том, что такое грузовик XXI века, орды новичков не штурмуют транспортные компании в поисках работы, конкуренция среди профессиональных водителей и так высока. Чтобы профессионал умел использовать все конструктивные особенности автомобиля и улучшить навыки управления, Scania предлагает пройти курс школы водительского мастерства, после чего можно заказать услугу «Коучинг», и тогда начнется самое интересное. Водитель не остается один на один с машиной и работодателем. Система мониторинга автопарка, разработанная компанией, позволяет анализировать манеру вождения, а значит, выявлять ошибки, которые можно исправить самостоятельно. Тренер постоянно следит за вождением подопечного и связывается с водителем, чтобы скорректировать стиль управления. Если все в порядке и водитель показывает устойчивый положительный результат — низкий расход топлива или увеличение пробега между заменами колодок, то и тренер звонит реже. После обучения расход топлива обычно снижается на 5–12%, и тренеру остается мониторить показатели до окончания периода обучения. В дальнейшем водитель может контролировать и поддерживать выработанные навыки грамотного управления автомобилем с помощью бортовой системы, наглядно демонстрирующей оценки за вождение на панели приборов в реальном масштабе времени.