За последние 50 лет более половины компаний из списка Форбс ТОП-500 ушли с рынка. В России статистика еще более удручающая: из 100 крупнейших компаний России, входивших в рейтинг журнала «Эксперт» за 2000 г., к 2012 г. на рынке осталось только 22. Что касается малого бизнеса, то до 90 % таких организаций перестают существовать уже в течение первых лет после своего создания.
Возникает закономерный вопрос: почему одни фирмы живут и развиваются успешно и долго, а другие — исчезают?
Ниже мы рассмотрим наиболее распространенные угрозы, с которыми часто сталкиваются многие компании, и возможные способы противодействия. Надеемся, что это будет полезно для наших читателей. Ведь как гласит житейская мудрость: «предупрежден — значит вооружен».
Под угрозой понимается такое событие во внутреннем или внешнем окружении компании, которое обладает потенциалом создать затруднения и проблемы для ее бизнеса. При этом угроза рассматривается как уже свершившееся событие, в отличие от риска — вероятного события, в результате которого для компании могут возникнуть негативные последствия.
Под проблемой понимается возникший вследствие угроз и непосредственно влияющий на деятельность компании комплекс требующих незамедлительного решения вопросов, которые могут привести бизнес к существенным потерям в финансово-экономической или других сферах деятельности компании в настоящее время или в ближайшем будущем.
Своевременно неразрешенные одна или несколько проблем подводят компанию на порог возникновения кризисных ситуаций (КС), для которых характерна быстрая деградация процессов функционирования компании, что прямо влечет потерю части или всего ее бизнеса.
Не каждая угроза порождает проблему, но каждой проблеме предшествовали одна или несколько явных или скрытых угроз. В свою очередь, не каж дая проблема перерастает в кризисную ситуацию, но каждая КС возникла вследствие своевременно не разрешенных одной или нескольких проблем.
В жизни компаний время от времени появляются не только угрозы, но и открываются различные возможности, учет которых также является важным условием развития, т. е. судьба дает компании случай, который надо использовать. Например, появление новых технологий, разработка новых продуктов, изменения в законодательстве и т. д., своевременная реакция на которые может вывести компанию к новым рубежам. Подчеркнем, что неиспользованные возможности — равно, как и угрозы, чреваты отставанием, потерей рынков, сокращением спроса и другими негативными последствиями. Поэтому для компании желательно распознавать на ранних стадиях не только угрозы, но и открывающиеся возможности (часто — это обратная сторона угроз).