— Почему в 2019 году появляются школы с позолоченными унитазами и фальшивой лепниной?
— Мы являемся заложниками вкуса заказчика и его эстетических представлений. Заказчиком может быть частный инвестор, город, директор школы, девелоперская компания. Адекватный заказчик умеет поставить квалифицированную задачу автору проекта, архитектору, но последний привлекается редко. Чаще на проекте работает, можно сказать, «проектировщик», которого не особенно волнует логика устройства школы, ее технология, эстетика. Проектировщик весьма охотно идет на поводу субъективных представлений заказчика об идеальной школе.
Возьмем десятку лучших архитекторов Москвы — они не работают со школами. Талантливым и успешным архитекторам неинтересно работать с социальными объектами — коммерчески, концептуально. В Москве есть примеры качественной архитектуры жилой и коммерческой недвижимости, а вот выдающихся зданий школ и детских садов почти нет.
— Как интерьер влияет на учебный процесс?
— Есть ряд исследований, демонстрирующих связь между интерьером, средой и образовательным результатом. Комфортный климат (вентиляция, температура), хорошая акустика и много естественного света напрямую влияют на успеваемость учащихся. Сбалансированное планировочное решение, соразмерность пространства, инфраструктурная насыщенность — всё это также оказывается значимым для образовательных задач.
Но у нас есть небольшая специфика. Недавно на одном круглом столе, посвященном архитектуре школ, спикеры долго показывали вдохновляющие картинки интерьера инновационных школ, делились результатами исследований. Директор одной из известных московских школ внимательно слушал, а в конце обсуждения сказал: «Главное — это учителя, деньги нужно вкладывать в них, а не в железяки». Большинство управленцев на рынке образования считают, что талантливый учитель может подготовить олимпиадника и в сарае. Поэтому среда не особенно и важна.