Конечно, карьера — это дело сугубо личное. Однако работодателям и менеджерам надо помнить великие слова Наполеона I (Бонапарта) о том, что главная задача руководителя — не дать людям состариться в своей должности. Это означает, что карьерный рост — великий мотив и его надо использовать в полной мере.
Индивидуальный план развития — это то, что строит каждый работник для себя и под себя. А вот работа с большим коллективом — это уже задача для службы персонала, для его подразделения, которое отвечает за кадровый резерв. Как построить коллективную работу? Как понять, что нужно не каждому по отдельности, а всему коллективу вместе? Как составить корпоративный план развития? Вот вопросы, на которые нужно получить ответы.
Тут уже не обойтись без массовых опросов. Главное в них — это понять, чего людям не хватает в их работе, каких знаний им недостаточно, какие навыки и умения им надо еще нарабатывать для роста эффективности и т. д. Ниже приводятся две формы опроса, которые мы от компании ООО «Регул-Консалт» всегда используем при проведении диагностики и консалтинга на предприятиях и которые помогут в составлении корпоративного плана развития.
Первая форма (табл. 1) дает ответы на вопросы: какие роли приходится выполнять руководителю? какое сочетание ролей отражает специфику занимаемой должности и данной структуры?
В предлагаемом оценочном листе перечисляются типичные роли, исполняемые руководителями разной структурной принадлежности и уровней управления. При этом необходимо:
• отметить любым знаком роли, которые вам приходится исполнять в занимаемой должности;
• оценить частоту исполнения отмеченной роли во второй колонке (1 — эпизодическое; 2 — периодическое; 3 — постоянное исполнение);
• определить роли и сделать соответствующую отметку в третьей колонке, которые бы вы хотели исполнять лучше;
• выбрать роли, которые вам нравится исполнять больше всего и сделать соответствующую отметку в четвертой колонке;
• указать в пятой колонке роли, которые лично вам даются с большим трудом.