Технико-эксплуатационные показатели (ТЭП) автотранспортного средства, в частности показатели назначения, трудоёмкость и периодичность технического обслуживания (ТО), надёжность, ремонтопригодность, ресурс деталей и агрегатов и др. закладываются при проектировании модели. В ходе стендовых и дорожных испытаний и доводки автомобиля выявляются истинные значения технико-эксплуатационных показателей. Путем реализации конструктивно-технологических мероприятий ТЭП при модернизации модели могут быть улучшены. При этом возникает естественный вопрос оценки технико-экономической эффективности внедряемых мероприятий. В частности, в настоящее время нет формулы, позволяющей оценить влияние конструкторско-технологических решений на изменение годовой трудоемкости технического обслуживания автотранспортного средства [1].
Предлагаемая модель расчета должна объединять трудоемкости ТО-1, ТО-2, сезонного обслуживания (СО), обслуживания, выполняемого ежедневно (ЕОс) и перед ТО и ремонтом (ЕОТ). Годовой объем работ по ТО может быть рассчитана по известным формулам [2] путем суммирования трудоемкостей ТО-1, ТО-2, СО, ЕОс и ЕОт, проводимых в течение года:
где t ТО-1, t ТО-2, t СО, t ЕОс, t ЕСт —трудоёмкость ТО-1, ТО-2, СО, ЕОс и ЕОт соответственно, чел-ч;
LТО-1, LТО-2 — периодичность ТО-1 и ТО-2 соответственно, км;
α — коэффициент выпуска.
Изменение годового объема работ по ТО при реализации мероприятий, направленных на снижение трудоемкости ТО определяется по формуле, чел-ч:
где t 1ТО-1, t1ТО-2, t 1СО, t1ЕОс, t 1ЕОт — трудоёмкость ТО-1, ТО-2, СО, ЕОс и ЕОт до внесения изменений соответственно, чел-ч;
t2ТО-1, t2ТО-2, t2СО, t2ЕОс, t2ЕОт — трудоёмкость после внедрения мероприятий ТО-1, ТО-2, СО, ЕОс и ЕОт соответственно, чел-ч.