По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как влияют конструкторские решения на трудоемкость техобслуживания автотранспорта

Х. А. Фасхиев д-р техн. наук, Уфимский государственный авиационный технический университет, Уфа, РФ, E-mail: faskhiev@mail.ru
Р. Б. Баязитов канд. техн. наук, Уфимский государственный авиационный технический университет, Уфа, РФ

В статье приведены расчеты изменения годовой трудоемкости на техническое обслуживание автотранспортного средства при внедрении в конструкцию конструкторско-технологических решений. Это позволяет оперативно оценить эффективность внедряемых новшеств в конструкцию автотранспорта.

Литература:

1. Ипатов М.И. Технико-экономический анализ проектируемых автомобилей. — М.: Машиностроение, 1982. — 272 с.

2. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания: учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1993. — 271 с.

Технико-эксплуатационные показатели (ТЭП) автотранспортного средства, в частности показатели назначения, трудоёмкость и периодичность технического обслуживания (ТО), надёжность, ремонтопригодность, ресурс деталей и агрегатов и др. закладываются при проектировании модели. В ходе стендовых и дорожных испытаний и доводки автомобиля выявляются истинные значения технико-эксплуатационных показателей. Путем реализации конструктивно-технологических мероприятий ТЭП при модернизации модели могут быть улучшены. При этом возникает естественный вопрос оценки технико-экономической эффективности внедряемых мероприятий. В частности, в настоящее время нет формулы, позволяющей оценить влияние конструкторско-технологических решений на изменение годовой трудоемкости технического обслуживания автотранспортного средства [1].

Предлагаемая модель расчета должна объединять трудоемкости ТО-1, ТО-2, сезонного обслуживания (СО), обслуживания, выполняемого ежедневно (ЕОс) и перед ТО и ремонтом (ЕОТ). Годовой объем работ по ТО может быть рассчитана по известным формулам [2] путем суммирования трудоемкостей ТО1, ТО-2, СО, ЕОс и ЕОт,, проводимых в течение года:

где tТО-1,t ТО-2, tСО, tЕОс, tЕОт — трудоёмкость ТО-1, ТО-2, СО, ЕОс и ЕОт соответственно, чел-ч; LТО-1, LТО-2 — периодичность ТО-1 и ТО-2 соответственно, км; α — коэффициент выпуска.

Изменение годового объема работ по ТО при реализации мероприятий, направленных на снижение трудоемкости ТО определяется по формуле, чел·ч:

где t1ТО-1, t1ТО-2, t1СО, t1ЕОс, t1ЕОт — трудоёмкость ТО-1, ТО-2, СО, ЕОс и ЕОт до внесения изменений соответственно, чел-ч; t2ТО-1, t2ТО-2, t2СО, t2ЕОс, t2ЕОт — трудоёмкость после внедрения мероприятий ТО-1, ТО-2, СО, ЕОс и ЕОт соответственно, чел-ч.

Для Цитирования:
Х. А. Фасхиев, Р. Б. Баязитов, Как влияют конструкторские решения на трудоемкость техобслуживания автотранспорта. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: