2018 г. стал для системы среднего профессионального образования (СПО) годом внедрения ранее начатых инициатив. Сложный комплекс модернизационных преобразований существенным образом обновил лицо современного колледжа. Уже сегодня во многих случаях это новая региональная структура, динамично реагирующая на вызовы со стороны быстро меняющегося рынка труда.
Динамика спроса на образовательные услуги колледжей постоянно растет. Так, количество принятых на обучение по программам среднего профессионального образования в условиях сложной демографической ситуации увеличилось с 910 260 человек (в 2015 г.) до 950 000 человек (в 2017 г.). Тенденция роста продолжилась и в 2018 г.
Вопросы перезагрузки колледжей и техникумов России находятся в числе приоритетов государственной политики в сфере подготовки кадров. Так, Национальный проект «Образование», включающий отдельный федеральный проект для системы профессионального образования «Молодые профессионалы», значительную часть мероприятий предусматривает именно для среднего профессионального образования.
Процессу обновления способствовали проекты, обеспечивающие активное участие студентов колледжей в чемпионатном движении среднего профессионального образования WorldSkills, где успехи обучающихся стали ярким примером эффективных методик профессиональной подготовки молодежи.
К этим изменениям можно отнести и переход на реализацию новых, наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей перечня топ-50.
Для анализа и трансляции лучших практик внедрения новых стандартов были созданы межрегиональные центры компетенций (МЦК). Так, например, в 2018 г. в МЦК по обслуживанию транспорта и логистики Ульяновской области реализуется шесть новых образовательных программ. На базе МЦК прошел и обучение в рамках повышения квалификации 681 человек из числа преподавателей и мастеров производственного обучения из 43 субъектов РФ.
Переход на новые программы послужил началом запуска в 2018 г. первых официально проведенных в Российской Федерации процедур демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА). При этом сами процедуры ГИА проходили в условиях жестких требований по применению контрольно-оценочных материалов, разработанных в соответствии с международными стандартами Союза WorldSkills.