Рельсовый автобус также называется дизель-поездом, но еще одно формальное название — автомотриса. В советское время самодвижущиеся вагоны с двигателем внутреннего сгорания дизельного или карбюраторного типа закупали в Чехословакии и Венгрии. В конце 90-х, до которых проработали венгерские автомотрисы Д1, пришло время думать об их замене. Разработкой отечественной замены занялся завод АО «Метровагонмаш» (входит в состав АО «Трансмашхолдинг»). Примечательно, что завод ранее не сталкивался с подобным типом подвижного состава, но справился с задачей очень достойно.
Немного о том, для чего вообще нужны дизель-поезда. Их цель — осуществлять пассажирские перевозки в местах без электрифицированных линий. Это отдаленные провинции, деревни и поселения с небольшим пассажиропотоком, куда везти одиндва вагона тепловозом дорого. Они одновременно должны быть комфортными из-за дальних расстояний и вместительными из-за возможного габаритного багажа.
Дизель-поезд включает в себя головной вагон с дизель-генераторной установкой, моторный (для питания от контактной сети) и прицепные вагоны. От автобуса в нем длина и вместительность, от поезда — рельсы. Отличие от электричек в экономичности и меньшем изнашивании железнодорожного полотна.
Прототипом первого рельсового автобуса РА1 от Метровагонмаша был вагон метро «Яуза», от которого автобус унаследовал ходовую и экипажную части. Первый такой дизель-поезд был больше всего похож на автобус, потому что имел всего один вагон.
Начало разработки пришлось на 1997 год, тестовые запуски начались с 2000 года. Серийный запуск состоялся в 2004 году, и к 2006 году была выпущена 91 единица для российских дорог и 41 на экспорт. В этой модели предусмотрено 62 сидячих места и 78 стоячих.
Основное преимущество, которое сделало рельсовый автобус привлекательным для эксплуатации — это гибкая составность вплоть до одного вагона. Такой рельсовый автобус еще удобен тем, что имеет кабину в обоих концах вагона, то есть не надо разворачивать состав целиком, чтобы поехать в другую сторону.