Мы опишем кейс компании, руководству которой эта ситуация надоела. Бюджет на поддержание инфраструктуры не может определяться аппаратным спором финансистов и инженеров, должны быть какие-то объективные критерии оценки рисков, чтобы действительно не «рвануло». Данный случай относится к опыту металлургической компании, но он вполне подходит для всех предприятий с обширной инфраструктурой: от нефтяной до металлургической и от транспортной до энергетической промышленности.
Консультантам требовалось решить уравнение. Имеются разные оценки затрат на перевооружение и планово-предупредительные ремонты. Они исходят от групп с совершенно разными интересами, которые друг с другом практически не общаются. Есть бюджет на страхование — он может прикрыть какие-то риски изношенной инфраструктуры. И есть руководство компании, которое хочет избежать как лишних трат, так и скандалов, связанных с авариями, и уж тем более катастроф и катастрофических убытков. Его задача — свести к минимуму потенциальные убытки либо за счет перевооружения и ремонта, либо за счет страхования. Надо понять, сколько тратить на то и на другое.
Прежде все риски оценивались отдельно. Величина их определялась «на глазок», т. е. по прикидке конкретного ответственного менеджера или инженера. Естественно, чем влиятельней данный человек, тем больший приоритет отдавался рискам, с ним связанным. Это вносило большие искажения в общую картину.
Внешние консультанты в этой ситуации могли видеть ситуацию целиком и руководствоваться какими-то очень предметными критериями. Для них каждый риск имеет свою цену — это соотношение его вероятности и затрат, которые понесет предприятие в случае его реализации (наносимый ущерб). Каждое мероприятие по управлению рисками (т. е. превентивные меры) оценивается по двум параметрам: их собственная стоимость и то, насколько они снижают убыток от риска.
Это простейшая арифметика, которой, однако, часто не пользуются даже на очень крупных предприятиях. В первую очередь потому, что исходные данные для этой элементарной математики могут собирать только компании с высокой корпоративной культурой. Самое важное и сложное — аккумулировать эти данные. Остальное — это действительно уже работа с калькулятором.