По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5

Как управлять процессом инноваций на предприятии

Жданкин Н. А. д-р техн. наук, академик РАЕН, профессор НИТУ «МИСиС», президент ООО «РЕГУЛ-КОНСАЛТ», г. Москва

Внедрение современных методов инновационного менеджмента на предприятии — одно из важнейших условий обеспечения его конкурентоспособности в условиях рыночной экономики. С чего следует начинать этот процесс и как его построить, чтобы получить желаемый результат? В чем отличие новых подходов к инновационному менеджменту? Как и по каким критериям оценивать новые идеи, которые послужат импульсом для инноваций? Эти и другие не менее актуальные вопросы рассматривает автор данной статьи, опираясь при этом на практический опыт отечественных промышленных предприятий.

Только поняв и приняв подходы инновационного менеджмента, можно разворачивать борьбу за инновации и их дальнейшеее внедрение на предприятии или в организации. В противном случае — и это мы часто наблюдаем сегодня — никакого эффекта от инноваций не будет. Подходы эти очень своеобразны и в то же время просты, но их тоже нужно несколько модернизировать, чтобы добиться большего эффекта.

В чем отличие новых подходов? В модернизации инновационного менеджмента и с самого начала этого процесса в придании ему управляемости. Причем стартует этот процесс с глубокого анализа и разбора проблемы. Если известные ранее этапы инновационного менеджмента начинались с генерирования идей, то в нашем случае первый этап — это детальный разбор проблемы. Это принципиальный момент! Таким образом, мы не пускаем процесс на самотек и делаем его не случайным, как это было ранее (у рождения новой идеи вероятность 50 × 50), а четко управляем процессом, заранее готовим ему почву для взращивания новых идей и подходов.

Инновации начинаются, прежде всего, с решения острых проблем предприятия, с повышения его эффективности. Поэтому замалчивать проблемы — это самое худшее из всех вариантов поведения руководства. Совершенство начинается тогда, когда в нем есть потребность. А для этого как минимум необходимо признать наличие проблемы. Это для начала самое главное! Если проблема не выявлена и не идентифицирована, значит, нет нужды в совершенствовании, т. е. в инновациях. Самоуспокоенность и самодовольство — это главные враги инноваций. В такой ситуации строить инновационную экономику невозможно.

Если говорить об истории, то система подачи предложений (рацпредложений) в СССР была совсем неплохой. И наличие в советской системе обязательных бюро или отделов по рационализации и изобретательству (БРИЗ или ОНТИ), целиком и полностью предназначенных для управления постоянными улучшениями, можно считать положительным фактором. То, что в этой системе существовал четко установленный порядок оформления, рассмотрения и вознаграждения предложений, также можно считать преимуществом. Были организованы соревнования, обмен опытом и награждения лучших рационализаторов и изобретателей.

Для Цитирования:
Жданкин Н. А., Как управлять процессом инноваций на предприятии. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: