«Во втором полугодии 2018 г. на hh.ru работодатели опубликовали более 182 тыс. таких вакансий либо с минимальным опытом, либо с его отсутствием, — отметила Ирина Святицкая, руководитель молодежного направления HeadHunter. — Так что нельзя сказать, что у работодателей нет интереса к соискателям из числа студентов. Да, конкуренция среди молодых специалистов при поиске работы относительно высокая: в конце 2018 г. она составила 11,5 человека на место. Для сравнения: это почти в 2 раза выше, чем средняя конкуренция на всем российском кадровом рынке. Но это повод проявить активность при поиске работы, чтобы заметили и выбрали именно вас».
Главное — начните искать. Не рассчитывайте на быстрый результат, но и не воспринимайте процесс поиска как пустую трату времени, даже если он затянется. Это тоже опыт, который дает вам общее представление о работодателях, их ожиданиях от молодых соискателей, помогает научиться правильно преподносить себя на собеседованиях.
По данным hh.ru, самые популярные профессиональные области, в которых работодатели ищут молодых специалистов, — это продажи, туризм, гостиницы, рестораны и административный персонал. А самые распространенные вакансии, ориентированные на молодежь, — это официант, менеджер по продажам, повар, курьер, продавец-консультант и менеджер по работе с клиентами.
Нетрудно заметить, что указанные выше позиции не предполагают глубоких профессиональных знаний по отраслевой принадлежности вакансии.
Казалось бы, работа официанта вряд ли может быть чем-то полезна в смысле старта для будущей профессиональной карьеры, например, маркетолога или юриста. Но на самом деле даже работа не по профилю дает определенные универсальные навыки, а успехи в ней развивают и демонстрируют будущему работодателю качества, важные для большинства профессиональных сфер: как минимум — активность, находчивость, оперативность, внимательность, умение находить контакт с людьми, убеждать. В этом смысле работа, например, менеджера по продажам или по работе с клиентами может стать хорошим стартом для многих профессий.