Останкинская телевизионная и радиовещательная башня, расположенная в Москве, была введена в эксплуатацию 50 лет назад, в ноябре 1967 г. Сейчас кажется, что это некогда самое высокое сооружение в мире, пережившее пожар в 2000 г., было всегда. А ведь когда-то оно только начинало строиться.
5 ноября 1967 г. был подписан Акт государственной комиссии о пуске в эксплуатацию первой очереди строящейся Останкинской телебашни. С этого дня началась трансляция в эфир четырех телевизионных и трех радиовещательных программ. Мощные передатчики телевизионных каналов обеспечили уверенный прием программ на расстоянии 120 км от башни. Заработал и новый телецентр на улице Академика Королева, 12.
Строительство башни велось с 1963 по 1967 г. В то время это было самое большое высотное здание в мире. Кроме основного назначения — трансляции в эфир программ радио и телевидения для многомиллионной аудитории телезрителей и радиослушателей Москвы и Подмосковья — в ее обязанности входило выполнение многих других задач, в том числе и общесоюзного значения. Размещенный на ней комплекс радиорелейного оборудования обеспечивал раздачу государственных телевизионных и радиовещательных программ по всей территории страны с учетом временных поясов.
Хотя Акт государственной комиссии о приемке телебашни был подписан 5 ноября 1967 г., но строительство на башне продолжалось до 26 декабря 1968 г. когда был подписан Акт комиссии о пуске в эксплуатацию второй очереди строительства.
Останкинская телебашня построена по проекту инженера-конструктора Николая Васильевича Никитина. Проект архитектурно-строительной части телевизионной башни разработан ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Авторский коллектив: инженер-конструктор Н. Никитин, архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский, инженер-конструктор Б. Злобин, инженер-сантехник Т. Мелик-Аракелян.
Отдельные части проекта разрабатывал «Моспроект-1» и 19 других проектных организаций. Генеральная проектная организация — ГСПИ Министерства связи СССР. Технологическую часть проекта осуществлял авторский коллектив под руководством инженера И. Островского.