В начале 1950-х гг. на заводе № 75 в Харькове конструкторское бюро № 60, возглавляемое главным конструктором Морозовым А.А., начало работы по созданию принципиально нового танка. Через десять лет напряженных поисков и экспериментов работы завершились созданием танка Т-64. Так, через два десятилетия после создания легендарной «тридцатьчетверки», конструктивные решения которой оказали революционное влияние на все мировое танкостроение.
Харьковские конструкторы создали новый шедевр танкостроения — танк Т-64, ставший родоначальником нового класса боевых машин, именуемых «основными боевыми танками». Основной боевой танк Т-64 выпускался серийно с 1964 по 1987 г. За этот период было создано около трех десятков модификаций танка Т-64. И сегодня Харьковское конструкторское бюро тяжелого машиностроения (ХКБМ) им. А.А. Морозова и Харьковский завод тяжелого машиностроения (ХЗТМ) им. Малышева продолжают работу по совершенствованию конструкции танка Т-64. Таким образом, основной боевой танк Т-64, разработанный вначале 1960-х и в конце столетия, оставался грозной боевой машиной, способной эффективно противостоять всем основным боевым танкам мира как второго, так и третьего послевоенного поколения. Модернизированные танки Т-64 и в XXI веке будут «верой и правдой» служить в танковых частях России, Украины, Белоруссии и в других странах бывшего СССР.
В начале 1950-х стало очевидно, что компоновка корпуса, броневая защита, вооружение, трансмиссия и ходовая часть основного советского среднего танка Т-54 не обеспечивает оптимального сочетания огневой мощи, защищенности и подвижности, которым должен отвечать перспективный средний танк, способный эффективно противостоять перспективным средним и тяжелым танкам НАТО. Компоновка корпуса танка, заимствованная от Т-44, хотя и обеспечивала преимущества советского танка перед зарубежными аналогами, не давала возможности дальнейшего повышения защищенности, особенно от перспективных 90- и 105-мм кумулятивных и бронебойно-подкалиберных снарядов. Нестабилизированная 100-мм танковая пушка Д-10Т не обеспечивала достаточной точности и скорострельности при ведении огня с ходу. Кроме того, возникала необходимость введения в боекомплект пушки новых бронебойно-подкалиберных и особенно кумулятивных снарядов. Трансмиссия и ходовая часть танка, ведущие свое развитие от танка БТ1 (танк Кристи образца 1940 г.), не обеспечивали дальнейшего повышения подвижности танка в случае установки более мощного вооружения или увеличения броневой защиты, несмотря на введение планетарных механизмов поворота вместо бортовых фрикционов, торсионной подвески и новой гусеничной ленты с цевочным зацеплением. И хотя все возможности модернизации танков Т-54 еще не были использованы, о чем свидетельствуют многочисленные модификации танков Т-54, Т-55 и Т-62, до сих пор состоящие на вооружении многих стран мира, возникла необходимость проведения опытноконструкторских работ по созданию перспективного среднего танка второго послевоенного поколения.