Система управления охраной труда (далее — СУОТ) — это часть общей системы менеджмента организации, которая управляет рисками в области охраны здоровья и безопасности труда.
Все работодатели независимо от размера организации должны создавать и обеспечивать функционирование системы управления охраной труда (ст. 212 ТК РФ). Требования к СУОТ установлены ГОСТ 12.0.230-2007 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования». В организациях обязательно разрабатывают положение о СУОТ. Типовое положение утвердил Минтруд России приказом от 19 августа 2016 г. № 438н.
СУОТ нужна для снижения или исключения риска несчастных случаев и аварий, приводящих к серьезным последствиям для работников и предприятия в целом.
Система позволяет:
• контролировать вредные и опасные производственные факторы;
• управлять производственными рисками;
• предотвращать инциденты, аварии, внештатные ситуации;
• снижать ущерб предприятия от неправильной работы;
• создавать интегрированную систему менеджмента.
Процесс внедрения и функционирования системы можно отразить на схеме.
Перед созданием СУОТ проводится предварительная оценка состояния охраны труда. Ее организуют специалисты предприятия (главный инженер, специалист по охране труда, уполномоченный по охране труда, руководитель структурного подразделения).
Во время предварительной оценки проверяют:
• информацию о квалификации работников, прохождении ими обучения и проверки знаний по охране труда, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ;
• результаты проведения специальной оценки условий труда;
• результаты оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам, осуществляемой в рамках производственного контроля;
• результаты оценки профессиональных рисков, включая оценку безопасности и исправности применяемых машин, механизмов, оборудования, инструментов и приспособлений;