Для создания и налаживания функции управления рисками в организационной структуре компании выделяется функциональное подразделение по управлению рисками.
Наличие такого подразделения не регулируется стандартами в области управления рисками или иными требованиями, однако практика построения СУР в компаниях указывает на целесообразность наличия одного или нескольких сотрудников, в функции которых входит организация процесса управления рисками для обеспечения функционирования СУР.
Функция управления рисками может быть завязана на одном сотруднике, а может представлять собой выделенное функциональное подразделение под названием «Служба управления рисками», «Дирекция по управлению рисками», «Служба риск-менеджмента», «Отдел по управлению рисками» и т. д.
Современные службы управления рисками не только исполняют традиционную учетную функцию (в части консолидации информации по рискам), но и являются методологами процессов управления рисками, осуществляя информирование и обучение сотрудников компании методологии управления рисками.
Передовой практикой является исполнение службой управления рисками роли фасилитатора процессов управления рисками в бизнес-подразделениях компании.
Типовой функционал слу жбы управления рисками:
- Осуществляет актуализацию рисков уровня компании и готовит отчетность по ключевым рискам.
- Отвечает за организацию, координацию, контроль, методологическую поддержку и развитие процесса управления рисками.
- Информирует руководство компании и совет директоров (включая комитет, в функции которого входит рассмотрение вопросов управления рискао состоянии СУР в компании и обеспечивает контроль за исполнением поручений совета директоров и первого лица компании в части развития СУР.
- Инициирует процесс актуализации рисков, обеспечивает сбор и консолидацию информации, получаемой от подразделений.
- Взаимодействует с руководителями и представителями бизнес-функций в рамках выявления и оценки рисков и обсуждения подходов к управлению рисками.
- Инициирует процесс идентификации и актуализации рисков в проектах, стратегическом и бюджетном планировании.
- Отвечает за подготовку материалов и результатов актуализации рисков для совета директоров (включая комитет, в функции которого входит рассмотрение вопросов управления рискаи органов управления компании по мере необходимости.
- Формирует и поддерживает в актуальном состоянии перечень владельцев рисков компании по результатам предложений руководителей соответствующих функций.
- Ведет консолидированный реестр рисков головной компании и ДЗО.
Лучшей практикой в западных компаниях считается назначение CRO, т. е. риск-офицера или директора по рискам уровня вице-президента. В российской практике под CRO можно понимать руководителя функции управления рисками вне зависимости от административного подчинения службы управления рисками.