По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5

Как создать на предприятии эффективную систему контроля

Жданкин Н. А. д-р техн. наук, академик РАЕН, профессор НИТУ «МИСиС», президент ООО «РЕГУЛ-КОНСАЛТ» Адрес: 127549, г. Москва, ул. Пришвина, д. 15/1, оф. 3. E-mail: regul-consult@mail.ru

В статье рассматриваются эффективные подходы к организации контроля на предприятии. Представлены разработанные критерии и результаты оценки системы контроля в реальной компании. Показано, что главные проблемы системы контроля кроются в слабом состояние внутреннего аудита, низком качестве ведения учета и низком уровне самоконтроля в организации.

Литература:

1. Зайцева  О. А., Радугин А. А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов — М.: Центр, 2013. — 432 с.

2. Жданкин Н. А. Восемь шагов к эффективному производству // Генеральный директор. Управление промышленным предприятием.  — 2013. — № 7, 8.

3. Жданкин  Н. А. Мотивация персонала. Измерение и анализ. 2-е изд. — М.: Финпресс, 2018. — 304 с.

4. Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и  осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_156407

5. Соколов Б.Н., Рукин В. В. Системы внутреннего контроля (организация, методика, практика). — М.: Экономика, 2007. — 442 с.

Неотъемлемой составной частью деятельности любого предприятия является контроль. Именно он выступает одним из  главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих должное функционирование фирмы или предприятия, а также достижение ею намеченных целей — как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.

Контроль  — это процесс, с  помощью которого руководство организации определяет, правильны  ли его решения и не нуждаются ли они в корректировке. Задача контроля — способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были максимально близки к запланированным.

Контроль имеет двойственное значение. С  одной стороны, он нацелен на выявление всех факторов, препятствующих достижению целей организации, с  другой  — на  оценку добросовестности исполнителей. Контроль нацелен на своевременное выявление ошибок. Контроль оказывает сильное влияние на поведения людей в организации. Сам факт измерения результативности влияет на поведение людей. Такой тип поведения называется поведением, ориентированным на контроль. Менеджер должен таким образом организовать систему контроля, чтобы исключить «показное» отношение сотрудников к работе и направить их на конечный результат.

Руководство начинает осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда была создана организация и сформулированы цели и задачи.

Необходимость контроля в организации обусловлена тем, что контроль выполняет следующие функции:

  • предупреждает о возникновении кризисных ситуаций;
  • помогает вовремя обнаружить и исправить ошибки;
  • выявляет позитивные тенденции и поддерживает сильные стороны организации;
  • уменьшает неопределенность, характерную для изменчивой внешней среды организации.

Требования , предъявляемые к контролю:

  • ориентированность на результаты, т. е. на решения главных задач, стоящих перед организацией;
  • объективность (недопустимо использовать контроль для выяснения отношений между начальником и подчиненным);
  • своевременность;
  • экономичность (выгода должна превышать затраты от его проведения).

Процесс контроля:

Для Цитирования:
Жданкин Н. А., Как создать на предприятии эффективную систему контроля. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала