По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как санкции повлияли на развитие железнодорожной отрасли в России

Евгений Поторочин «ФедералПресс»

В 2022 году западные страны ввели санкции в том числе против российской железнодорожной отрасли. Полтора года назад, весной 2022-го, прогнозы экспертов относительно будущего поездов были сильно неутешительными — ведь многие скоростные составы («Сапсан», «Ласточка») в РФ иностранного производства. Однако даже летом 2023-го, на первый пассажирский взгляд, серьезных проблем этот вид транспорта не испытывает, как показали конференции

Первые «Сапсаны», которые по сей день курcируют между Москвой и Петербургом, появились в России в 2009 году — они до сих пор остаются самыми быстрыми в стране (развивают скорость до 250 км/ч). Их поставки в страну начал немецкий концерн Siemens. С тех пор он поставил две партии составов в РФ. Третья должна была прийти в 2022 году, но этому помешали европейские санкции после начала СВО на Украине.

«Я думаю, если когда-то будет принято решение отменить санкции, все это откатить назад, наверняка Siemens захочет эти поезда РЖД поставить. Другой вопрос, захотим ли мы их брать. Может быть, к тому времени мы уже сами начнем высокоскоростные поезда делать», — комментировал ситуацию замдиректора РЖД Дмитрий Пегов.

Siemens создавал и очень популярные скоростные электрички «Ласточка». Их производство было также локализовано в России — на заводе «Уральские локомотивы». Предприятие было основано по договоренности между Siemens и российской фирмой «Синара». Большинство компонентов для поезда были отечественными.

В конце февраля 2022 года концерн Siemens объявил, что прекратит поставки в Россию и техническое обслуживание поездов. В июле того же года «Российские железные дороги» направили в Совет ЕС заявление, в котором призывали отменить санкции против российской компании. РЖД назвал меры безосновательными и противоречащими нормам международного права и актам самого Евросоюза, так как:

— они направлены на ограничение возможностей компании выполнять социально значимые, гуманитарные функции;

— в РЖД посчитали, что меры являются дискриминацией населения России;

— в ЕС железнодорожный транспорт считается самым массовым и углеродно-нейтральным».

Критической ситуации не произошло благодаря принятым правительством мерам, а также инициативе производителей и интеграторов, которые обеспечивали железнодорожную отрасль в том числе параллельным импортом, считает президент Союза производителей транспортного оборудования Денис Корчагин. Острая фаза поиска комплектующих, считает он, пройдена. Это, по его мнению, позволяет отрасли работать на перспективу.

Для Цитирования:
Евгений Поторочин, Как санкции повлияли на развитие железнодорожной отрасли в России. Железнодорожник. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: