Современный общепит сам по себе стимулирует создание большого шума. В наших кафе больше нет тяжелых портьер, ковров, не популярны скатерти, а кухни часто располагают прямо в зале. В минималистском дизайне практически отсутствуют поглотители шума.
Тем временем шум воздействует на наши вкусовые ощущения. Четверть от всех напитков, которые люди употребляют на борту самолета, составляет томатный сок. На земле он не так популярен. Дело в том, что шум влияет на наше восприятие сладкого и соленого.
Кроме того, громкие звуки стимулируют нас пить алкоголь в большем количестве: спиртное позволяет отвлечься от шумовой нагрузки. При этом чем громче звуки вокруг, тем сложнее проконтролировать степень своего опьянения.
До 2020 года закона о шуме в России не существовало. В этом году он внесен на рассмотрение. В документе прописывается, что такое шум, каким он бывает и кто его регулирует. Закон должен ответить, какие шумы регулируются федеральным, муниципальным и городским законодательством; как отделить рекреационные шумы (от ресторанов и баров) от промышленных.
В Москве существуют шумовые режимы. За них отвечает Роспотребнадзор. С 11 вечера до 7 утра в городе запрещены строительные работы, запуск пиротехники, крик, свист, пение, музыка, звуки автомобильной сигнализации, а также любые действия, нарушающие тишину.
В это время в квартирах можно шуметь не громче 45 децибел, а на территориях рядом с жильем — до 70 децибел. Этот режим можно считать либеральным. В Барселоне ночью в квартире шум не может превышать 30 децибел, а на ночных берлинских улицах — 40 или 50.
На локальном уровне в России существуют нормы шума, например регулируется его уровень в парках. Но нет единой политики, которая бы определяла цели и развитие города в этом направлении.
В зарубежных странах законы о шуме — обычная вещь. Они существуют на национальном и муниципальном уровнях. Страны Северной Европы считаются первопроходцами в этом вопросе. Там разрабатывают шумовые стратегии, которые являются такой же частью экологических программ, как борьба с загрязнением воздуха и выбросами в водоемы. Кроме того, шум включен в транспортные программы. Новые трамваи и сцепки для их вагонов выбирают в том числе по уровню громкости.