В условиях системного кризиса российской экономики переход к новому технологическому укладу становится еще более актуальной задачей. Происходит более глубокое развитие автоматизации, к которой еще добавится интеллектуальная система управления.
По прогнозу McKinsey, цифровизация станет одним из основных факторов развития РФ, обеспечив к 2025 г. 19–34 % прироста ВВП. Переход к цифровой экономике повысит ее эффективность, снизит себестоимость в различных отраслях и усилит конкурентоспособность производителей.
Однако сейчас доля цифровой экономики в ВВП России пока не превышает 3,9 %, тогда как в развитых странах этот показатель в 2–3 раза выше. Причем 2,6 % от ВВП — это расходы домохозяйств в цифровой сфере, а инвестиции компаний в цифровизацию — 2,2 %. Хотя в России есть государственная программа «Цифровая экономика», направленная на ускорение цифровизации, она не описывает конкретные механизмы стимулирования бизнеса инвестировать в эту сферу. Поэтому внедрение технологий проходит в основном стихийно и преимущественно в наиболее крупных корпорациях: Росатом, Ростехнологии, Сбербанк, Газпром-нефть, Яндекс, Рамблер, Мегафон, Вымпелком, МТС. Цифровизация в России пока преимущественно затрагивает сферу услуг, непосредственного взаимодействия с клиентами. Что же происходит на производстве?
Цифровизацию нельзя рассматривать исключительно как расширение функциональности оборудования. Она всегда предполагает радикальную перестройку процессов. Поэтому у цифровизации в промышленности есть два основных направления: организационное и технологическое.
Цифровизация предполагает децентрализацию управления. Принятие и реализация решений, насколько это возможно, передаются киберфизическим системам, что требует максимальной автоматизации производства. Персонал участвует в производственных операциях эпизодически, к примеру, в нестандартных или нештатных ситуациях. По данным Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, в 2019 году самыми популярными технологиями цифровизации среди российских предприятий обрабатывающей промышленности стали сквозная интеграция производственных и управленческих процессов в единую информационную систему, а также создание цифрового рабочего места.