Мысль,
Образ
И язык —
Вот три кита искусства,
Нет одного из них —
Всё пусто!..
С. Поликарпов
Делая анализ конкурса, хочу отметить, что уровень исполнителей во всех номинациях повысился, что выбор репертуара стал интереснее, разнообразнее и качественнее. Однако преобладание прозаического материала над стихотворным и по количеству выбора, и по качеству сценического воплощения все еще остается очевидным.
Очень хочется, чтобы при выборе стихов вы по возможности избегали «заезженных» стихотворений из числа тех, которые заучиваются всеми в обязательном порядке по школьной программе. Однако это совершенно не означает, что среди них не может оказаться ваше по-настоящему любимое произведение, и тогда, конечно, не стоит от него отказываться, а можно и нужно «побороться» за него.
Довольно неразумно выбирать юношам стихи от женского лица, а девушкам — от мужского. Ведь женские и мужские психологические и эмоциональные «миры» очень различны, и проникнуть в их тайны необычайно сложно. Поразившая вас мысль, проблема или ситуация обязательно встретятся и будут отражены не менее интересно и своеобразно в стихотворении другого автора, более подходящего вам, стоит лишь немного поискать.
Однако это опять же не означает, что юношам следует выбирать стихи только поэтов-мужчин, а девушкам обращать свое внимание только на творчество поэтесс. У каждого автора можно найти такое произведение, которое возможно для прочтения и присвоения представителю любого пола, и такой пример вы найдете чуть ниже.
Выбирая себе репертуар, нужно руководствоваться принципом: в стихотворение необходимо влюбиться не «глазами и умом», а душой, всеми чувствами и мыслями и тем самым сделать его родным, близким и понятным.
К сожалению, а может быть, и к счастью, невозможно дать точный, универсальный, единственно верный рецепт для чтения всех стихов. Ведь каждое произведение единично, индивидуально, своеобразно, оно требует к себе особого подхода: с налета, с наскока его не разгадать, не осознать, не раскрыть его тайн, а если бы все пользовались готовыми рецептами, то не было бы никакой разницы в прочтении, осмыслении и присвоении стихотворного произведения разными людьми.