По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.22

Как проверить добросовестность контрагентов предприятия*

Бурлуцкая Т.П. эксперт в области оценки и создания бизнеса

Недобросовестные контрагенты — «однодневки», действующие без государственной регистрации, не исполняющие обязательства по уплате налогов и сдаче отчетности, способны нанести ущерб не только государству, но и своим партнерам. Добросовестным налогоплательщикам, взаимодействующим с такими контрагентами, придется доказывать обоснованность полученной налоговой выгоды, например, при возврате НДС, при учете расходов для целей налогообложения прибыли или расходов, учитываемых при применении УСН. Как проверить своего контрагента, чтобы избежать нежелательных последствий? Об этом рассказывается в предлагаемой статье.

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации;

2. Арбитражно процессуальный кодекс Российской Федерации;

3. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

4. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

7. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;

8. Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-306/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»;

9. Приказ Минфина России от 15.01.2015 № 5н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей»;

10. Приказ Росстата от 20.05.2013 № 183 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги «Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации»;

11. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»; 12 . Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»;

13. Постановление Правительства РФ от 02.06.2008 № 420 «О Федеральной службе государственной статистики»;

14. Постановление Правительства РФ от 19.05.2014 № 462 «О размере платы за предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений и документов и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

15. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 декабря 2011 г. № 03-02-07/1–430 «О мерах, предпринимаемых налогоплательщиком для обоснования своей осторожности и осмотрительности при выборе контрагента, об ответственности налогоплательщика в случае, если его контрагент оказался «фирмой-однодневкой»;

16. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1–177 «О добросовестности налогоплательщика при заключении сделок с контрагентами»;

17. Письмо Федеральной налоговой службы от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84 «О проблеме фактического возложения на налогоплательщиков дополнительной обязанности по проверке партнеров».

18. Бурлуцкая Т.П. Бизнес в законе: от регистрации до ликвидации. — М.: Деловой двор, 2011;

19. Бурлуцкая Т.П. Бухгалтерский учет для начинающих. Теория и практика. — М., — Вологда: Инфра-Инженерия, 2016.

Помимо проверки контрагента по реестрам ФНС России, его можно также проверить по открытым и общедоступным реестрам и базам данных иных государственных органов.

Шестое. Проведя информационную проверку по данным ФНС России, в том числе получив информационную выписку (сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП) на контрагента, налогоплательщику можно самому получить юридически значимую выписку на него. Данная выписка идентична информационной, но в отличие от нее имеет печать налогового органа и подпись его должностного лица, либо цифровую электронную подпись, что зависит от способа получения выписки — бумажная или электронная. О способах получения юридически значимых выписок (с печатью и подписью) можно узнать на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru, либо в любом ее территориальном отделении, а также из Приказа Минфина России от 15.01.2015 № 5н. Если же контрагент сам получил и уже предоставил налогоплательщику по его просьбе выписку с печатью и подписью, данные которой полностью совпадают с данными информационной выписки, то дополнительно запрашивать такую выписку в ФНС России уже не имеет смысла, чтобы не тратить время.

Седьмое. Следующим этапом проверки может стать проверка годовой бухгалтерской отчетности контрагента за несколько последних отчетных периодов. Если контрагент предоставил налогоплательщику свою отчетность, то ее показатели и их динамику следует внимательно изучить и проанализировать. Желательно, чтобы деятельность контрагента не была перманентно убыточной, и особенно, если он не вновь созданный субъект предпринимательства, а уже действующий на протяжении нескольких лет. Дело в том, что в соответствии с Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ отражение налогоплательщиком в его в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении двух и более календарных лет относится к одному из отрицательных критериев оценки налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе выездных налоговых проверок. Также следует обратить внимание на динамику налоговой нагрузки, рентабельности продаж и активов. Отклонение их коэффициентов от нормы также является отрицательным признаком в оценке контрагента, по мнению налоговых органов.

Для Цитирования:
Бурлуцкая Т.П., Как проверить добросовестность контрагентов предприятия*. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2016;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала