По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как предотвратить ДТП

Виктор Грушников канд. техн. наук

Результаты проводимых в разных странах исследований проблемы безопасности дорожного движения свидетельствуют об острой необходимости ее решения возможностями искусственного интеллекта, поддерживающего человека за рулем колесного транспортного средства.

По данным официальной статистики, в России в 2015 году произошло 184 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых ранены более 231 тыс. чел., что на 8% меньше, и погибли 23,1 тыс. чел., что на 14% меньше, чем в предшествующем году. За 2015 год произошло более 5000 наездов на велосипедистов. Количество аварий с пьяными водителями уменьшилось незначительно (на 1,9%), а вот число погибших в результате таких происшествий возросло на 15% (почти 4000 чел.). Основное количество ДТП (157 тыс. случаев) произошло из-за нарушений правил дорожного движения водителями, а 63 тыс. аварий — из-за неудовлетворительных условий содержания и обустройства улично-дорожной сети.

Информация Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) по России приводится без разделения по видам ДТП с причинами их возникновения. Среди них лидируют так называемые другие (очевидно не установленные), которых 34%, затем следуют несоответствие скорости движения конкретным условиям с 23%, несоблюдение правил приоритета — 11, алкогольное опьянение водителя — 7, выезд на встречную полосу — 6, отсутствие прав на управление колесным транспортным средством (КТС) — 6, несоблюдение правил приоритета пешеходов — 5, несоблюдение дистанции — 5, невыполнение предписаний сигналов светофора — 2 и превышение допустимой скорости — 1%.

В Германии, например, в статистической отчетности причин ДТП полная конкретика: превышение допустимой скорости — 20%, пьяный водитель — 17, опасный обгон — 17, неправильное использование дорог — 17, нарушение правил приоритета пешеходов — 9, опасное маневрирование — 9, несоблюдение светофорных и знаковых предписаний — 6, несоблюдение дистанций — 5%.

В США, как и в Германии, нет присущего, пожалуй, только России пункта «другие нарушения», а сама классификация причин ДТП крайне лаконична: опьянение водителей — 32%, превышение допустимой скорости — 30, отвлечение внимания водителя — 16 и погодные условия — 11%.

Китай с более чем 200 млн КТС скоро обойдет США по транспортной моторизации. Ну а смертность — выше, чем в России, особенно достается мотоциклистам, которых в стране очень много. Как ни странно, но количество ДТП со смертельным исходом по причине нетрезвого состояния водителя КТС в Китае составляет 9%, что больше, чем в России с 7%. За первое полугодие 2017 года на дорогах КНР было зафиксировано около 99 тыс. аварий, в результате которых погибли 27 тыс. чел., еще 117 тыс. получили ранения. Общее число автомобильных аварий за данный период снизилось на 9,3%. При этом более чем на 37% сократилось число ДТП с летальным исходом, вызванных управлением КТС в нетрезвом состоянии. Почти 4000 пешеходов погибли на пешеходных переходах в Китае за последние три года. Причиной 90% ДТП на пешеходных переходах стало нарушение правил дорожного движения водителями. Остальные 10% случились по вине пешеходов. Неутешительная статистика вновь подчеркнула актуальность повышения культуры вождения в Китае и развития сопутствующей инфраструктуры (светофоры, пешеходные переходы и мостики). В некоторых городах Китая борьбу с пешеходами, перебегающими дорогу на запрещающий сигнал светофора, вывели на новый уровень. Так, в Шэньчжэне специальные устройства фотографируют пешеходов-нарушителей и тут же размещают их фотографии на информационных табло. А в Ухани пешеходные переходы снабдили турникетами.

Для Цитирования:
Виктор Грушников, Как предотвратить ДТП. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: