Про губу Андреева в Мурманской области всегда говорили не иначе как в сочетании со словом «самый»: самый радиационно опасный объект эпохи холодной войны, самая большая береговая техническая база, где десятилетиями шла перезарядка атомных подводных лодок Северного флота, самое крупное в Европе хранилище отработавшего ядерного топлива (ОЯТ).
Преувеличение это или существует реальная опасность для экологии Арктики и северо-запада России? Делается ли что-то для улучшения экологической ситуации в регионе?
В 1958 г. вышла на боевую службу первая подводная лодка с атомным реактором — К-3 «Ленинский комсомол». Всего в СССР было около 250 атомных подводных лодок (АПЛ). Через установленный период времени реакторы субмарин нужно перезаряжать. Для этого за три года были спроектированы, построены и укомплектованы личным составом три береговые технические базы (на Кольском полуострове, в губе Андреева; в поселке Гремиха; в Приморском крае, в бухте Сысоева).
В 1961–1963 гг. береговая техническая база Северного флота в губе Андреева была введена в эксплуатацию. Она имела самое большое на флоте хранилище ОЯТ, заглубленные в землю хранилища для твердых и жидких радиоактивных отходов, технологические системы обращения с ними, а также все необходимое для обеспечения эксплуатации ядерных энергетических установок подводных лодок Северного флота… В то время это была самая современная и самодостаточная техническая база.
Центром комплекса было хранилище ОЯТ бассейнового типа — здание № 5, 1962 года постройки, которое предназначалось для охлаждения и хранения облученного топлива до отправки его на переработку. Конструктивно хранилище представляло собой две прямоугольные бетонные камеры — бассейны, облицованные изнутри сталью.
Технология обращения с облученными сборками выглядела так. Выгруженные из ядерных реакторов ОТВС доставляли по морю, на причале их загружали в контейнеры, а затем на БелАЗах и КрАЗах привозили к зданию-хранилищу № 5. При помощи крана контейнер переносился к так называемому «гнезду» разгрузки, где из него извлекался чехол с ОТВС. Чехлы при помощи системы цепных подвесок и тележки погружались в бассейн, под слоем воды они транспортировались по залу хранилища и в конце пути закреплялись в специально отведенных для них ячейках.