С 20 по 25 августа на химическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова состоялся Международный химический турнир (IChTo-2019). В соревновании приняли участие школьники из 9 стран: Сингапура, Таиланда, Венгрии, Ирана, России, Румынии, Сербии, Черногории и Польши. Юные химики защищали свои решения исследовательских задач, над которыми они работали несколько месяцев. К примеру, школьникам надо было разработать вакуумный насос, работающий только на химических принципах — без единой движущейся детали.
«Химические турниры — это командные мероприятия, в которых участники знают условия задач задолго до самого соревнования (примерно за полгода), — рассказывает декан химического факультета МГУ член-корреспондент РАН Степан Калмыков. — Каждая такая задача носит исследовательский характер и требует не только работы с учебниками и современной научной литературой, но и придумывания принципиально новых идей. За несколько месяцев школьники успевают не только найти теоретическое решение таких задач, но и иногда проверить его на практике. На самом турнире команды из разных стран встречаются друг с другом, рассказывают свои решения и критикуют чужие».
Как подчеркнул декан химического факультета МГУ, участие в подобных мероприятиях стимулирует интерес учащихся к химии и помогает им научиться решать исследовательские задачи. В будущем, поступив в университеты или работая на предприятиях нефтехимической отрасли, специалисты оказываются в таких же условиях, как и на турнире. Перед коллективами инженеров стоят похожие проблемы, требующие изобретения или синтеза новых технологий, поиска новых методов анализа, оптимизации производственных процессов. Эти задачи не так фантастичны, как задачи турнира, но требуют похожих подходов к их решению.
Решая задачи турнира 2019 г., участникам предстояло выяснить, в каких немагических условиях направление помешивания зелий могло бы повлиять на результат синтеза (как в книгах о Гарри Поттере), как можно организовать музей, демонстрирующий химические реакции и при этом не требующий периодических закупок новых химических реактивов — только электричество, воду и воздух, как создать химический вакуумный насос и определить концентрацию мышьяка в живых клетках. Многие из задач связаны с актуальными научными проблемами — например, как вытравить из сплава трёх металлов только один, чтобы получить губчатый материал, необходимый для нужд катализа и фотоники, или как использовать радиоактивные превращения элементов для синтеза редких и недоступных другими способами веществ. В составлении задач участвовали сотрудники МГУ им. М.В. Ломоносова и выпускники Кембриджского университета.