Традиционно система подготовки среднего медицинского персонала перинатального центра предусматривает обучение медицинских сестер и акушерок основам теоретических и практических знаний в медицинских училищах и колледжах. Медицинские сестры с высшим образованием получают звание «бакалавра» в результате обучения в медицинских вузах. Такое обучение подразумевает теоретическую подготовку в виде лекций и практических занятий, а также обучение посредством участия в осуществлении медицинской деятельности под контролем работников образовательных организаций на практических занятиях или производственной практике.
Но вот процесс обучения закончен, и молодой специалист, получив диплом, переступает порог лечебного учреждения, которое должно стать для него вторым домом. Юный выпускник имеет целый багаж знаний, однако слабо представляет, как можно применить их на практике. И здесь на помощь должна прийти такая форма обучения, как «наставничество», когда старшему и более опытному сотруднику предлагают взять шефство над молодым коллегой. Обучение на рабочем месте позволяет ознакомиться со спецификой работы в данном учреждении, системой организации труда и правилами внутреннего трудового распорядка. Обычно этот процесс занимает около полугода, после чего молодой сотрудник уже самостоятельно может выполнять поставленные перед ним задачи [3].
Однако медицина, как любая другая наука, не стоит на месте и требует постоянного обновления знаний и навыков. Квалификационные требования к специалистам со средним медицинским образованием регламентированы Приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 года № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием». В этом приказе прописаны квалификационные требования, в том числе по специальностям «Акушерское дело», «Анестезиология и реаниматология», «Лабораторное дело», «Лабораторная диагностика», «Операционное дело», «Сестринское дело», «Функциональная диагностика», а также требования к уровню профессионального образования и дополнительного профессионального образования с указанием должностей, которые может занимать специалист, имеющий соответствующую специальность [2].