Уже несколько месяцев в отдельных регионах Российской Федерации проводится эксперимент по внедрению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (НПД). Он рассчитан на 10 лет, с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года. Применение данного режима физическими лицами или индивидуальными предпринимателями освобождает их от уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход, а индивидуальных предпринимателей — и от уплаты налога на добавленную стоимость. При этом обязанность уплаты налога на профессиональный доход при получении ими доходов от организаций по договорам гражданско-правого характера (договорам ГПХ) лежит на самих физических лицах. Таким образом, организациям, в том числе учреждениям здравоохранения, частным клиникам и т.п., при проведении разовых работ (например, ремонта помещения или услуг доставки и т.п.) часто может быть выгоднее привлекать самозанятых лиц, применяющих такой спецрежим, как налог на профессиональный доход, чем заключать с обычным физическим лицом договор гражданско-правового характера, с выплат по которому придется удерживать налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и (в определенных случаях, в первую очередь при оказании физическим лицом услуг) начислять страховые взносы. Однако при этом возникают определенные вопросы, как правильно оформить услуги, оказываемые лицами, находящимися на этом спецрежиме, чтобы у проверяющих не возникло замечаний.
изучение особенностей взаимодействия организаций и самозанятых лиц, применяющих налог на профессиональный доход.
обоснование правильной методики оформления взаимоотношений организации с физическими лицами — плательщиками налога на профессиональный доход.
Изучены Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» (далее — Закон), письма Министерства финансов по данному вопросу [1–5], а также научные труды отечественных экономистов [6–10].