Вопрос о том, как повысить удовлетворенность медицинской помощью пациентов с хронической патологией, стоит перед системами здравоохранения разных стран не один год. Что может оказывать влияние на удовлетворенность медицинской помощью у этой категории больных?
По данным ряда исследований, в первую очередь на это влияет длительность приема пациента врачом. Ее увеличение позволяет уделять больше внимания аспектам ухода за больным, обучению пациентов самопомощи, профилактике осложнений и рецидивов. Так, J.A. Robbins et al. показали, что время, за траченное врачом для информирования пациента о медицинских аспектах и результатах лечения, имеет важное значение для удовлетворенности пациента [7]. D.C. Morrelli et al. обнаружили большую вероятность неудовлетворенности пациентов из-за недостатка времени на приеме у своего врача. У пациентов с длительностью визита меньше 18 минут происходит снижение восприятия информации от врача даже при условии, что пациент оценивал свой интерес к информации очень высоко. При длительности приема более 18 минут интерес пациента к информации становился важным фактором, определяющим ее восприятие и результативность [6].
Хорошие результаты лечения и отсутствие побочных эффектов также оказывают значительное влияние на удовлетворенность пациентов с хронической патологией. D.C. Dugdale et al. изучали правомерность назначения противовоспалительных препаратов от боли в тазобедренном суставе и ее осложнений в когорте врачей семейной медицины. Ученые пришли к выводу, что более короткие визиты, особенно те, что длились менее 15 минут, повышали риск несоответствующего назначения и, как следствие, побочных эффектов [3].
Следующий фактор, влияющий на удовлетворенность, был выявлен S.H. Kaplan et al. при изучении практики терапевтов. Они обнаружили, что участие пациента в принятии решений положительно влияло на результаты лечения и удовлетворенность медицинской помощью [5].
Было также показано, что у пациентов, которые прошли обучение самоконтролю и самопомощи у своих врачей, улучшалось функциональное состояние и повышалась удовлетворенность результатами лечения [3]. Аналогичные результаты были получены S.H. Kaplan et al. в группе больных с артериальной гипертензией. Они обнаружили, что модель взаимодействия пациента и врача влияет на состояние здоровья больных [5]. Амбулаторный прием с более эффективным сбором информации о пациенте и дополнительной информацией о болезни и лечении, предоставляемой врачом, большее время общения с пациентом были связаны с улучшением общего и функционального состояния больного и повышением его удовлетворенности медицинской помощью.