По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2:616-06

Как повысить удовлетворенность медицинской помощью среди пациентов с хроническими заболеваниями

Мишина Олеся Сергеевна кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт информатизации и организации здравоохранения» Минздрава России. Адрес: 127254, г. Москва, ул. Добролюбова, д. 11. Тел.: 8 (495) 619-00-70.

Удовлетворенность пациентов с хроническими заболеваниями медицинской помощью зависит от ряда факторов: длительности приема врачом, эффективности назначенного лечения, участия больного в принятии решений, возможности обучения самоконтролю и самопомощи, взаимоотношений с врачом. Все эти факторы могут быть учтены в работе отделения ведения хронических больных на базе амбулаторно-поликлинических учреждений, способного обеспечить координацию и интеграцию различных видов медицинской, социальной и самопомощи, а также преемственность и непрерывность в ведении таких пациентов силами междисциплинарных бригад специалистов, включающих врачей общей практики, узких специалистов и социальных работников.

Литература:

1. Сибурина Т.А., Мишина О.С. Медицинская помощь, ориентированная на пациента, — современная стратегия развития российского здравоохранения // Основы формирования здорового образа жизни: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Смоленск, 25 мая 2012 г.). — Смоленск, 2012. — С. 154–156.

2. Стародубов В.И., Мишина О.С., Дворников А.С. Принципы организации медицинской и социальной помощи населению на основе модели «сопровождение хронических больных на протяжении всей жизни» (на примере больных псориазом) // Социальные аспекты здоровья населения (электронный научный журнал). — 2015. — № 3 (43) [Электронный ресурс].

3. Dugdale D.C., Epstein R., Pantilat S.Z. Time and the patient–physician relationship // J. Gen. Intern. Med. — 1999, Jan. — Vol. 14 (Suppl. 1). — P. S34–S40. — http:www.ncbi.nlm.nih.gov/ pmc/articles/PMC1496869.

4. Groenewegen P.P., Hutten J.B.F. Workload and job satisfaction among general practitioners: a review of the literature // Soc. Sci. Med. — 1991. — Vol. 32. — P. 1111–1119.

5. Kaplan S.H., Greenfield S., Gandek B., Rogers W.H., Ware J.E. Characteristics of physicians with participatory decision-making styles // Ann. Intern. Med. — 1996. — Vol. 124. — P. 497–504.

6. Morrelli D.C., Evans M.E., Morris R.W., Roland M.O. The «five minute» consultation: effect of time constraint on clinical content and patient satisfaction // BMJ. — 1986. — Vol. 292. — P. 870–873.

7. Robbins J.A., Bertakis K.D., Helms L., Azari R., Callahan E.J., Creten D.A. The influence of physician practice behaviors on patient satisfaction // Fam. Med. — 1993. — Vol. 25. — P. 17–20.

Вопрос о том, как повысить удовлетворенность медицинской помощью пациентов с хронической патологией, стоит перед системами здравоохранения разных стран не один год. Что может оказывать влияние на удовлетворенность медицинской помощью у этой категории больных?

По данным ряда исследований, в первую очередь на это влияет длительность приема пациента врачом. Ее увеличение позволяет уделять больше внимания аспектам ухода за больным, обучению пациентов самопомощи, профилактике осложнений и рецидивов. Так, J.A. Robbins et al. показали, что время, за траченное врачом для информирования пациента о медицинских аспектах и результатах лечения, имеет важное значение для удовлетворенности пациента [7]. D.C. Morrelli et al. обнаружили большую вероятность неудовлетворенности пациентов из-за недостатка времени на приеме у своего врача. У пациентов с длительностью визита меньше 18 минут происходит снижение восприятия информации от врача даже при условии, что пациент оценивал свой интерес к информации очень высоко. При длительности приема более 18 минут интерес пациента к информации становился важным фактором, определяющим ее восприятие и результативность [6].

Хорошие результаты лечения и отсутствие побочных эффектов также оказывают значительное влияние на удовлетворенность пациентов с хронической патологией. D.C. Dugdale et al. изучали правомерность назначения противовоспалительных препаратов от боли в тазобедренном суставе и ее осложнений в когорте врачей семейной медицины. Ученые пришли к выводу, что более короткие визиты, особенно те, что длились менее 15 минут, повышали риск несоответствующего назначения и, как следствие, побочных эффектов [3].

Следующий фактор, влияющий на удовлетворенность, был выявлен S.H. Kaplan et al. при изучении практики терапевтов. Они обнаружили, что участие пациента в принятии решений положительно влияло на результаты лечения и удовлетворенность медицинской помощью [5].

Было также показано, что у пациентов, которые прошли обучение самоконтролю и самопомощи у своих врачей, улучшалось функциональное состояние и повышалась удовлетворенность результатами лечения [3]. Аналогичные результаты были получены S.H. Kaplan et al. в группе больных с артериальной гипертензией. Они обнаружили, что модель взаимодействия пациента и врача влияет на состояние здоровья больных [5]. Амбулаторный прием с более эффективным сбором информации о пациенте и дополнительной информацией о болезни и лечении, предоставляемой врачом, большее время общения с пациентом были связаны с улучшением общего и функционального состояния больного и повышением его удовлетворенности медицинской помощью.

Для Цитирования:
Мишина Олеся Сергеевна, Как повысить удовлетворенность медицинской помощью среди пациентов с хроническими заболеваниями. ГЛАВВРАЧ. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: