По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616-01

Как повысить удовлетворенность медицинской помощью среди пациентов с хроническими заболеваниями

Мишина О.С. кандидат медицинских наук, научный сотрудник ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России. E-mail: olesya.mishina@mail.ru

Повышение удовлетворенности медицинской помощью среди пациентов с хронической патологией является ключевой задачей систем здравоохранения во всем мире. Удовлетворенность пациентов складывается из ряда составляющих, которые невозможно реализовать в полном мере при существующей системе предоставления медицинской помощи, которая направлена в основном на купирование острых состояний. Новый подход в ведении пациентов при хронических состояниях расширит возможности получения своевременной и качественной медицинской помощи, будет способствовать повышению эффективности и результативности лечения.

Литература:

1. Сибурина Т.А., Мишина О.С. Медицинская помощь, ориентированная на пациента, — современная стратегия развития российского здравоохранения / Основы формирования здорового образа жизни. Материалы всероссийской научно-практической конференции, 25 мая 2012 г. — Смоленск, 2012. — С. 154–156.

2. Стародубов В.И., Мишина О.С., Дворников А.С. Принципы организации медицинской и социальной помощи населению на основе модели «Сопровождение хронических больных на протяжении всей жизни» (на примере больных псориазом) // Социальные аспекты здоровья. Электронный научный журнал. — 2015. — № 3 (43) [Электронный ресурс].

3. Groenewegen P.P., Hutten J.B.F. Workload and job satisfaction among general practitioners: a review of the literature. SocSciMed. 1991;32:1111–9 [PubMed].

4. Kaplan S.H., Greenfield S., Gandek B., Rogers W.H., Ware J.E. Characteristics of physicians with participatory decision-making styles. Ann Intern Med. 1996;124:497–504 [PubMed].

5. Morrell D.C., Evans M.E., Morris R.W., Roland M.O. The “five minute” consultation: effect of time constraint on clinical content and patient satisfaction. BMJ. 1986;292:870–3 [PMC free article] [PubMed].

6. Robbins J.A., Bertakis K.D., Helms L., Azari R., Callahan E.J., Creten D.A. The influence of physician practice behaviors on patient satisfaction. Fam Med. 1993;25:17–20 [PubMed].

7. Time and the Patient–Physician Relationship. David C Dugdale, MD,1 Ronald Epstein, MD,2 and Steven Z Pantilat, MD3 J Gen Intern Med. 1999 Jan; 14(Suppl 1): S34–S40. http://www.ncbi.nlm. nih.gov/pmc/articles/PMC1496869/.

Вопрос о том, как повысить удовлетворенность пациента с хронической патологией медицинской помощью, стоит перед системами здравоохранения разных стран не один год. Что может оказывать влияние на удовлетворенность пациента с хронической патологией медицинской помощью?

По данным исследований, в первую очередь на это влияет длительность приема пациента врачом, так как это позволяет уделять больше внимания аспектам ухода за больным, обучению пациентов самопомощи, профилактике осложнений и рецидивов. Роббинс и др. обнаружили, что время, проведенное врачом для информирования пациента о медицинских аспектах и результатах лечения, имело важное значение для удовлетворенности пациента [6]. Моррелли, Ridsdale обнаружили большую вероятность неудовлетворенности пациентов из-за недостаточного времени на приеме у своего врача. У пациентов с длиной визита меньше 18 минут происходит снижение восприятия информации от врача, даже при условии, что пациент оценивал свой интерес к информации очень высоко. При длительности приема более 18 минут интерес пациента к информации становился важным фактором, определяющим ее восприятие и результативность [5].

Хорошие результаты лечения и отсутствие побочных эффектов также оказывают значительное влияние на удовлетворенность пациентов с хронической патологией. Тэмблин и др. изучали правомерность предписаний противовоспалительных препаратов от боли в тазобедренном суставе и их осложнений в когорте врачей семейной медицины. Ученые пришли к выводу, что более короткие визиты, особенно те, что длились менее чем 15 минут, повышали риск несоответствующего назначения и, как следствие, побочных эффектов [7].

Следующий фактор, влияющий на удовлетворенность, был выявлен Каплан и др. при изучении практики терапевтов. Они обнаружили, что участие пациента в принятии решений хорошо влияло на результаты лечения и их удовлетворенность медицинской помощью [4].

Гринфилд и др. показали, что у пациентов, которые прошли обучение самоконтролю и самопомощи у своих врачей, были высокие показатели улучшения их функционального состояния и, соответственно, более высокая удовлетворенность результатами лечения [3]. Аналогичные результаты были получены Капланом и др. в группе больных с артериальной гипертензией. Они обнаружили, что модель взаимодействия пациента и врача влияет на состояние здоровья больных [4].

Для Цитирования:
Мишина О.С., Как повысить удовлетворенность медицинской помощью среди пациентов с хроническими заболеваниями. Справочник врача общей практики. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: