Вопрос о том, как повысить удовлетворенность пациента с хронической патологией медицинской помощью, стоит перед системами здравоохранения разных стран не один год. Что может оказывать влияние на удовлетворенность пациента с хронической патологией медицинской помощью?
По данным исследований, в первую очередь на это влияет длительность приема пациента врачом, так как это позволяет уделять больше внимания аспектам ухода за больным, обучению пациентов самопомощи, профилактике осложнений и рецидивов. Роббинс и др. обнаружили, что время, проведенное врачом для информирования пациента о медицинских аспектах и результатах лечения, имело важное значение для удовлетворенности пациента [6]. Моррелли, Ridsdale обнаружили большую вероятность неудовлетворенности пациентов из-за недостаточного времени на приеме у своего врача. У пациентов с длиной визита меньше 18 минут происходит снижение восприятия информации от врача, даже при условии, что пациент оценивал свой интерес к информации очень высоко. При длительности приема более 18 минут интерес пациента к информации становился важным фактором, определяющим ее восприятие и результативность [5].
Хорошие результаты лечения и отсутствие побочных эффектов также оказывают значительное влияние на удовлетворенность пациентов с хронической патологией. Тэмблин и др. изучали правомерность предписаний противовоспалительных препаратов от боли в тазобедренном суставе и их осложнений в когорте врачей семейной медицины. Ученые пришли к выводу, что более короткие визиты, особенно те, что длились менее чем 15 минут, повышали риск несоответствующего назначения и, как следствие, побочных эффектов [7].
Следующий фактор, влияющий на удовлетворенность, был выявлен Каплан и др. при изучении практики терапевтов. Они обнаружили, что участие пациента в принятии решений хорошо влияло на результаты лечения и их удовлетворенность медицинской помощью [4].
Гринфилд и др. показали, что у пациентов, которые прошли обучение самоконтролю и самопомощи у своих врачей, были высокие показатели улучшения их функционального состояния и, соответственно, более высокая удовлетворенность результатами лечения [3]. Аналогичные результаты были получены Капланом и др. в группе больных с артериальной гипертензией. Они обнаружили, что модель взаимодействия пациента и врача влияет на состояние здоровья больных [4].