В ближайшие годы экономическое развитие государства и совершенствование транспортной системы городов немыслимо без применения логистики и беспилотного транспорта. При этом профессия водителя автомобиля останется в прошлом, а управлять беспилотным транспортом и контролировать его исправное состояние будут наземные логисты, специальность которых в документах об образовании возможно будет прописана как «оператор наземных дронов».
На участках «умных» дорог в будущем не должно быть заторов, вызванных редкими дорожно-транспортными происшествиями (ДТП), ремонтными работами или установкой рекламных щитов. Оператор наземного дрона определит кратчайший путь единице наземного транспорта до точки доставки пассажира или груза.
Однако, для этой фантастики необходима уже сейчас развитая сеть «умной» улично-дорожной сети (УДС), соответствующей требованиям нормативных документов по транспортно-эксплуатационным качествам дорог.
Улицы же жилой застройки многих городов России, спланированные и построенные ранее второй половины ХХ века, а в некоторых случаях и в последние годы, не позволяют в настоящее время расширить их до уровня свободного пропуска проезжающих по УДС города транспортных потоков. Транспортные потоки даже на магистральных улицах городов в часы «пик» остановлены. Заторы возникают в эти часы лавинообразно. Двигатели транспортных потоков на холостом ходу и при импульсивном движении транспортных средств (ТС) (при начале движения и их остановке) тоннами выбрасывают загрязняющие вещества в атмосферу. От вредного воздействия загрязняющих веществ страдают водители ТС, пешеходы и жители селитебных зон города. Уже сейчас необходимы действенные меры по совершенствованию дорожной инфраструктуры, эффективной организации дорожного движения и предотвращению заторов [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7].
Ю. А. Врубель, Д. В. Капский и Е. Н. Кот в работе [8] указывают на существование двух этапов в организации процесса дорожного движения. Первый этап представляет собой подготовку к движению, т. е. разработку проекта дороги, ее строительство, выбор схем и технических средств управления дорожным движением, выбор способа содержания и обслуживания дороги, закупку ТС и обучение обслуживающего персонала [9, 10]. Второй этап заключается в перевозке к месту назначения пассажиров и грузов. Практическое осуществление процесса дорожного движения предполагает на наш взгляд и существование третьего этапа. Это устранение выявленных недостатков в организации дорожного движения после начала осуществления транспортного процесса в том числе с учетом правового регулирования на транспорте [11, 12, 13, 14]. Третий этап будет включать разработку мероприятий по предотвращению выявленных на первых двух этапах опасно-аварийных дорожных ситуаций на участках дорог, повышению пропускной способности УДС включая снижение транспортных задержек, установку дополнительных средств управления и контроля процесса движения [15, 16].