По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.09

Как повысить пропускную способность улично-дорожной сети Воронежа

Н. В. Зеликова Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова, г. Воронеж, Российская Федерация, E-mail: zelikovа-vrn@mail.ru

В статье рассмотрены этапы организации дорожного движения в перспективе применения беспилотного автомобильного транспорта на улично-дорожной сети крупных городов, представлены результаты визуальных наблюдений за движением одиночных автомобилей и транспортного потока в целом, выявлены недостатки в организации дорожного движения, определены причины возникновения стартовых задержек на пересечениях. Предложен вариант порядка подъезда к регулируемому пересечению и выезду с него автомобильного транспорта.

Литература:

1. Коновалова Т. В., Сенин И. С., Колянов Д. А. Влияние заездных карманов на скорость движения транспортного потока в городских условиях // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2024. №1. С. 48–56.

2. Милякин С. Р. Автомобилизация: история, факторы и закономерности // Проблемы прогнозирования. 2023. №2 (197). С. 141–153.

3. Аналитическое исследование снижения интенсивности транспортного потока в городских условиях / Шемякин А. В., Терентьев В. В., Андреев К. П., Аникин Н. В., Терентьев А. С. // Грузовик. 2023. №3. С. 44–48.

4. Севостьянов М. А. Анализ показателей эффективности и оценка преимуществ интеллектуальной транспортной системы // В сборнике: Перспективы развития технологий транспортных процессов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор В.А. Зеликов. Воронеж, 2022. С. 24–30.

5. Гукетлев Ю. Х., Гукетлев Э. Ю., Ткачева Я. С. Оптимальное распределение сезонного дополнительного пассажирского транспорта в летний период времени в городах юга России // Мир транспорта и технологических машин. 2022. №3–1 (78). С. 50–57.

6. Introduction of dedicated lanes in the city of ryazan, russia: advantages and disadvantages / Anikin N. V., Goryachkina I. N., Erokhin A., Krasnikov A., Morozova N. M. // В сборнике: X International Scientific Siberian Transport Forum — TransSiberia 2022. Сер. «Transportation Research Procedi» 2022. С. 2614–2620.

7. Шемякин А. В., Успенский И. А., Солнцев А. А., Дидманидзе О. Н., Юхин И. А., Рябчиков Д. С. Анализ причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и мероприятия по устранению мест их концентрации в г. Тольятти // Транспортное дело России. 2023. №5. С. 102–106.

8. Врубель Ю. А., Капский Д. В., Кот Е. Н. Определение потерь в дорожном движении : монография // Белорусский национальный технический университет, Кафедра «Организация автомобильных перевозок и дорожного движения». — Минск : БНТУ, 2006. — 240 с.

9. Бойков В. Н., Федотов Г. А., Пуркин В. И. Автоматизированное проектирование автомобильных дорог (на примере IndorCAD/Road)// М.: Изд-во МАДИ (ГТУ), 2005. — 224 с.

10. Основы проектирования автомобильных дорог / Еремин А. В., Волокитина О. А., Гладышева О. В., Алимова Н. Ю. // ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет». — Воронеж, Уч. пособие, Изд-во ВГТУ, 2021. — 111 с.

11. Карпова Н. А., Туркулец С. Е. Правовое регулирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом // В сборнике: Право и правопорядок в фокусе научных исследований. Сборник научных трудов. Хабаровск, 2023. С. 105–112.

12. Бебинов С. Е., Трофимова Л. С. Теоретическое обоснование для разработки показателей совершенствования подготовки и переподготовки персонала пассажирского автомобильного транспорта // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. 2024. Т. 21. №1 (95). С. 48–61.

13. Ильюкова Л. И. Особенности подросткового возраста и их влияние на безопасное поведение на дороге // В сборнике: Актуальные вопросы административноправовой деятельности органов внутренних дел. сборник статей профессорскопреподавательского состава, курсантов и слушателей. Орел, 2023. С. 64–67.

14. Анализ изменений в нормативно-правовых актах по организации перевозок на автомобильном транспорте / Благонравов Д. К., Зеликов В. А., Струков Ю. В., Денисов Г. А., Климова Г. Н., Черников Э. А. // В сборнике: Теоретические и концептуальные проблемы логистики и управление цепями поставок. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией З. Б. Хмельницкой, Е. С. Богдановой. Пенза, 2022. С. 20–26.

15. Применение графоаналитического подхода при проектировании схем светофорного регулирования на участках городских автодорог / Катеринин К. В., Санжапов Б. Х., Бондарев Б. А., Дятлов М. Н. // Научный журнал строительства и архитектуры. 2022. №2 (66). С. 94–103.

16. Расчет цикла светофорного регулирования на пересечении с использованием ЭВМ / Денисов Г. А., Зеликова Н. В., Струков Ю. В., Климова Г. Н., Разгоняева В. В., Зеликов В. А. // В сборнике: Перспективные направления развития автотранспортного комплекса. Сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией В. В. Салмина., Пенза, 2022. С. 37–41.

17. Левашев А. Г. Повышение эффективности организации дорожного движения на регулируемых пересечениях // Дисс. на соис. уч. ст. канд. техн. наук. Волгоград. 2004. 17 с.

18. Цариков А. А. Развитие методов расчета регулируемых узлов на улично-дорожной сети города // Автореф. дисс. на соис. уч. ст. канд. техн. наук. Екатеринбург. 2010. 19 с.

19. Артемов А. Ю. Повышение эффективности управления транспортными потоками на магистральных улицах малых и средних городов // Дисс. на соис. уч. ст. канд. техн. наук. Орел. 2023. 24 с.

20. О правилах дорожного движения РФ / Шаталов Е. В., Зеликова Н. В., Денисов Г. А., Струков Ю. В., Злобина Н. И., Зеликов В. А. // В сборнике: Теоретические и концептуальные проблемы логистики и управление цепями поставок. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией З. Б. Хмельницкой, Е. С. Богдановой. Пенза, 2022. С. 90–93.

В ближайшие годы экономическое развитие государства и совершенствование транспортной системы городов немыслимо без применения логистики и беспилотного транспорта. При этом профессия водителя автомобиля останется в прошлом, а управлять беспилотным транспортом и контролировать его исправное состояние будут наземные логисты, специальность которых в документах об образовании возможно будет прописана как «оператор наземных дронов».

На участках «умных» дорог в будущем не должно быть заторов, вызванных редкими дорожно-транспортными происшествиями (ДТП), ремонтными работами или установкой рекламных щитов. Оператор наземного дрона определит кратчайший путь единице наземного транспорта до точки доставки пассажира или груза.

Однако, для этой фантастики необходима уже сейчас развитая сеть «умной» улично-дорожной сети (УДС), соответствующей требованиям нормативных документов по транспортно-эксплуатационным качествам дорог.

Улицы же жилой застройки многих городов России, спланированные и построенные ранее второй половины ХХ века, а в некоторых случаях и в последние годы, не позволяют в настоящее время расширить их до уровня свободного пропуска проезжающих по УДС города транспортных потоков. Транспортные потоки даже на магистральных улицах городов в часы «пик» остановлены. Заторы возникают в эти часы лавинообразно. Двигатели транспортных потоков на холостом ходу и при импульсивном движении транспортных средств (ТС) (при начале движения и их остановке) тоннами выбрасывают загрязняющие вещества в атмосферу. От вредного воздействия загрязняющих веществ страдают водители ТС, пешеходы и жители селитебных зон города. Уже сейчас необходимы действенные меры по совершенствованию дорожной инфраструктуры, эффективной организации дорожного движения и предотвращению заторов [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7].

Ю. А. Врубель, Д. В. Капский и Е. Н. Кот в работе [8] указывают на существование двух этапов в организации процесса дорожного движения. Первый этап представляет собой подготовку к движению, т. е. разработку проекта дороги, ее строительство, выбор схем и технических средств управления дорожным движением, выбор способа содержания и обслуживания дороги, закупку ТС и обучение обслуживающего персонала [9, 10]. Второй этап заключается в перевозке к месту назначения пассажиров и грузов. Практическое осуществление процесса дорожного движения предполагает на наш взгляд и существование третьего этапа. Это устранение выявленных недостатков в организации дорожного движения после начала осуществления транспортного процесса в том числе с учетом правового регулирования на транспорте [11, 12, 13, 14]. Третий этап будет включать разработку мероприятий по предотвращению выявленных на первых двух этапах опасно-аварийных дорожных ситуаций на участках дорог, повышению пропускной способности УДС включая снижение транспортных задержек, установку дополнительных средств управления и контроля процесса движения [15, 16].

Для Цитирования:
Н. В. Зеликова, Как повысить пропускную способность улично-дорожной сети Воронежа. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: