По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как повысить конкурентоспособность российских вузов

В рамках XXIX семинара-конференции Проекта 5–100 международные эксперты, ректоры российских вузов, представители правительства и Министерства образования обсудили, в чём наша национальная идентичность, перспективы развития экспорта образования и продвижение в международных рейтингах.

По мнению ректора РЭУ им. Г.В. Плеханова Виктора Гришина, существует два основных показателя, которые характеризуют вуз. Это признание университета абитуриентами. И второй показатель — качество выпускника, который получает за какое-то время определённую зарплату.

«Когда мы, обсуждая технологии участия и оценки вузов в рейтингах, функции рейтинговых агентств, говорим о повышении международной конкурентоспособности наших университетов, на мой взгляд, мы должны представить, в чём их сила. Например, если молодые люди из Великобритании захотят приехать на учёбу в Плехановский университет, они должны понять, что по каким-то специальностям получат образование примерно на уровне Гарварда, а по некоторым — на уровне университета, который находится внизу мировых рейтингов. Мне кажется, основная функция рейтинговых агентств именно в этом. И когда мы начинаем обсуждать, как отбираются эксперты, каким образом они оценивают работу вуза, получается достаточно большое количество показателей. Но чем сложнее методика, тем она, как мне кажется, даёт худший результат. Вопрос: как сделать так, чтобы методика была очень наглядной, прозрачной и в то же время действительно давала качественный результат?» — задал тон дискуссии Виктор Гришин.

Региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева согласилась с тезисом, что выпускники — это сила вуза. Но проблема в том, что российские университеты сами явно недооценивают этот фактор. «Крайне редко на сайтах университетов можно найти информацию: “наши выпускники”, “наши международные выпускники”, “наши работодатели”. И имена, которые знакомы потенциальным студентам во всём мире. Приведу небольшой пример. Я несколько раз в год читаю лекции по образованию для русскоязычного сообщества Лондона. Собираются мамы, у которых дети поступают в университеты через год-два. И они просят заранее рассказать про Канаду, Северную Америку, Европу, Австралию и ещё что-то. Про Россию никогда не спрашивают. Но во время семинара очень сложно удержаться и не приводить примеры из российских реалий. Народ искренне удивляется: “Что, правда, мой ребёнок может поехать учиться в Москву, Томск, Новосибирск, Петербург и у него ещё будет год на учёбу по обмену в какой-либо стране? И правда, что выпускники российских вузов работают там-то? Может, действительно мне рассмотреть этот вариант, который даёт преимущество: два языка, бесплатное образование?” Это тот элемент, который у нас очень недокручен — позиционирование, представление информации о себе для внешнего мира», — считает эксперт.

Для Цитирования:
Как повысить конкурентоспособность российских вузов. Ректор ВУЗа. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: