По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.24 DOI:10.33920/pro-3-2025-05

Как повысить интерес персонала к творческой деятельности и внедрению рационализаторских предложений

Юргина Е. Э. HR-эксперт, Бизнес-Архитектура, E-mail: iurgina.el@yandex.ru

В статье описаны различные методы, применяемые компаниями для мотивации сотрудников генерировать и внедрять рационализаторские предложения и другие идеи по совершенствованию деятельности предприятия.

Статья поступила 12.03.2025 г.

Статья одобрена к публикации 31.03.2025 г.

Для инженерных компаний всегда актуален вопрос развития технологий. Как только концентрируешься на серийной продукции и перестаешь вкладываться в разработку нового, сразу начинаешь отставать от конкурентов.

Причем важно быть впереди не только по части технологий. Важна скорость изготовления, снижение трудоемкости, оптимизация затрат. Постоянное совершенствование этих аспектов гарантирует успех компании на рынке.

Для того, чтобы процесс совершенствования шел постоянно, нужны идеи — что и как можно улучшить. Причем необходимо регулярное поступление идей.

Где взять идеи

Необходимо спросить у персонала. В любом коллективе есть люди, которым не все равно, которые мыслят шире обычных исполнителей, у которых есть идеи. Это необязательно руководители или ведущие специалисты. Чаще всего это как раз рядовые сотрудники, которые непосредственно работают на производстве, исполняют бизнес-процессы, видят точки потенциального улучшения.

Вопрос в том, как вовлечь их в процесс непрерывного совершенствования. Если об этом не задуматься, то большинство идей будет обсуждено и забыто, и собственник компании о них даже не узнает.

Я работала в различных производственных компаниях в должности директора по персоналу, и мы использовали разные методы для мотивации сотрудников на то, чтобы делиться идеями по совершенствованию, и внедрять их.

Первый подход — «Инновационная обязанность»

Мы внедрили систему обязательных рационализаторских предложений. Каждое подразделение обязано было еженедельно разрабатывать рационализаторское предложение. В случае его отсутствия — отдел выходил работать в субботу. Предложений поступало огромное количество. Но при этом такая мотивация через минус сформировала негативный флер в их отношении, и многие были просто для галочки. При всей многочисленности толковых предложений мало. До внедрения доходили лишь единицы. В итоге эффект от внедрения этих предложений не превышал затрат на прием, обработку, анализ и оценку эффекта этих предложений.

Для Цитирования:
Юргина Е. Э., Как повысить интерес персонала к творческой деятельности и внедрению рационализаторских предложений. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: