В Финансовом университете при Правительстве РФ состоялся традиционный Международный форум «Как попасть в пятёрку». На нём обсуждались вопросы, связанные с задачей, поставленной Президентом РФ, — попадание в пятёрку наиболее крупных экономик мира. Однако министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Котюков, принимавший участие в форуме, уточнил, что «задач попадания в пятёрку у нас на самом деле две. Есть пятёрка по объему экономики, а есть топ-5 стран по исследованиям и разработкам. В фокусе внимания здесь находятся несколько параметров: научная результативность, публикации, патентные заявки, возможности проводить исследования и количество самих исследователей».
Министр отметил, что в основных направлениях деятельности правительства, которые были утверждены на ближайшие шесть лет, наука и образование являются важнейшими инструментами достижения практически всех национальных целей верхнего уровня. При этом акценты будут делаться на совершенствовании системы российского образования и научных исследованиях и разработках на базе российских организаций. Предполагается провести серьёзную модернизацию научной инфраструктуры.
Это касается обновления приборной базы ведущих научных организаций (университетов, научных центров), развития сети уникальных установок мирового класса, так называемых мегасайенс. Реализация нацпроектов предполагает формирование целой сети в кооперации и партнёрстве с различными международными организациями. Эти установки будут соответствовать самому современному уровню проведения научных исследований.
Большое внимание в выступлении Михаила Котюкова было уделено развитию кадрового потенциала как составляющей научного и экономического роста. Среди озвученных задач — совершенствование профессионального образования, повышение уровня экспорта российского образования. Как заметил министр, сегодня разработана единая государственная программа, которая объединяет в себе высшее образование и научно-технологический корпус. Программа утверждена в параметрах трёхлетнего бюджета, и первоочередной задачей является выстраивание системы координации и кооперации всех её участников.