Не ждите, что Вы с порога вникните в «Композицию VIII» Кандинского и отличите академистов от романтиков. Но живой взгляд — это та нить, которая будет ложиться на канву теории, создавая вышивку. Гладью или крестиком — все зависит от Вашего индивидуального восприятия. Слушайте и подслушивайте экскурсии, берите аудиогид (если хватает на него терпения), приводите с собой друзей для жарких обсуждений арт-события. Но на этом этапе важно, чтобы у Вас сформировалось собственное мнение и ощущение, поэтому пока не злоупотребляйте этими «усилителями» звучания искусства.
Главное в любом образовательном процессе — создать систему. Можно читать по одной энциклопедической статье в день. Или по разделу. Например, альбомы из серии «Великие художники» читаются легко, содержат огромное количество иллюстраций высокого качества и при этом довольно информативны. Главное — не останавливаться на достигнутом! Не ставьте себе шоры в самом начале: читайте обо всем, от иконописи до авангарда. И лишь когда получите более-менее полное представление о мировом искусстве как непрерывном процессе, переключайтесь на изучение полюбившейся темы.
Пожалуй, это самый интересный этап! Возможно, что совсем скоро творчество станет для Вас уже не вспомогательным звеном на пути к эрудированности, а самоцелью. Живопись, графика и скульптура — основные точки опоры, на творческой периферии находятся прикладные виды искусства (будь то квиллинг, декупаж, скрапбукинг или валяние из войлока — у кого к чему лежит душа).
Периодика, в отличие от энциклопедий, в основной своей массе рассчитана на людей, которые уже успели «повариться» в интересующей тематике. Есть потрясающие журналы «The Art News Paper Russia», «Русская галерея — XXI век» и «Собрание». В центре внимания чаще всего оказывается актуальное искусство. Да, это на любителя, но стоит почитать если не из приверженности к беспредметному, то как минимум из научного интереса.
Екатерина Осипович, художник и автор арт-блога paintingrussia.com