Система действует уже больше двух лет, но у многих дальнобойщиков и собственников транспортных компаний по-прежнему возникают вопросы вроде «Зачем она нужна?», «Сколько за нее платить?», «Куда идут деньги?», «Как за нее платить?» и, конечно же, «Можно ли ее обойти?».
Так вот, настало время расставить все точки над i и ответить на эти вопросы.
Главная и единственная цель системы «Платон» — сбор дополнительных налогов в государственный бюджет в качестве компенсации за причиненный урон дорогам большегрузными автомобилями. В дальнейшем эти деньги распределяются для ремонта трасс по всей стране. Первые 10 млрд руб. уже были выделены 17 субъектам РФ и 16 муниципальным образованиям в 2015 года для реконструкции дорожного полотна.
Самый известный пример использования этих бюджетных средств — строительство автомобильного моста через реку Белая в Уфе. Кстати, объект был сдан в октябре 2016 года.
Согласно постановлению Правительства РФ (18.05.2015 № 474), каждый пройденный километр стоил водителям грузовиков 3,73 руб. Но в итоге другое постановление (24.03.2017 № 330) установило корректировочный коэффициент 0,51, на который умножаются 3,73 руб./км. Срок действия этого коэффициента пока не ограничен, никаких дополнительных поправок не вносилось, значит, 1 км пути по федеральной трассе для большегрузных автомобилей по тарифу «Платон» в 2017 году стоит 1,9 руб.
Интересно, что изначальный прогнозируемый тариф был в разы больше. Министерство транспорта, прежде чем запускать «Платон», даже провело научно-исследовательскую работу, чтобы выявить оптимальную цену за километр пути. Что учитывалось при расчетах? Сумма компенсации ущерба, который наносили 12-тонники федеральным трассам, затраты на техническое обслуживание системы «Платон». Из этих данных вычитался размер акцизных сборов с транспортных средств. В итоге получилась цифра 8,2 руб./км. Правда, потом ее скорректировали до 5,38 руб./км, но в любом случае это было намного больше, чем сейчас.