Классическая ошибка большинства проектов по автоматизации производства — это вера в то, что сами технологии что-то решают. Реальность гораздо проще и жестче: автоматизация ничего не стоит, если не внедрена правильно. А качество внедрения, это не только про IT или софт, но и про людей, которые должны работать в этих новых процессах, и про то, каков будет масштаб сопротивления и саботажа при внедрении. А он будет непременно.
Рассмотрим с ледующий кейс. Завод в крупном городе-миллионнике европейской части России. Производит нестандартные металлоконструкции под проектные задачи: лестницы, балки, фермы, платформы, узлы опор. Штат 70+ человек. Выручка почти 850 млн руб. в год. 15 производственных цехов, высокая вариативность заказов, большая доля ручного труда. ИТР перегружены, цеха работают вразнобой, маршрутные карты и сменные задания на бумаге, сроки срываются, потери на браке и простоях — регулярные. Никакого фиксированного учета производительности труда нет. Звучит пугающе, но по факту так обстоят дела у многих производственных компаний, достаточно начать называть вещи своими именами.
Руководство пришло к пониманию, что без автоматизации дальше двигаться нет ни возможностей, ни ресурсов. Особенно с учетом того, что более 50 % себестоимости готовой продукции — ФОТ. А поскольку корректно учесть его влияние на стоимость конечной продукции в момент формирования заказа не получается, собственники предполагают, что около 25–30 % всех заказов производится в ноль или даже минус. Аналогичное решение принимали до этого уже дважды и каждый раз сталкивались с главным барьером: неприятие со стороны персонала, особенно производственного. Почти весь рабочий контур — аналоговый. Люди не привыкли к учету, не понимают логики ERP, не хотят тратить рабочее время на интерфейсы, которые только добавляют им работы, но никак не влияют на ее результат. Начальник производства и начальники цехов, с которыми еще можно говорить на одном языке, обоснованно не хотят брать на себя роль IT-секретарей. По этой причине были провалены обе предыдущие попытки внедрения систем учета.
Первое правило, которое мы вывели на десятках аналогичных внедрений: нельзя заставить аналоговый линейный персонал начать работать в ERP-системе. Нужно, чтобы ERP-система начала работать на них. Нужно, чтобы сотрудник продолжал выполнять свою работу, но при этом система получала все нужные данные без дополнительных излишних действий с его стороны. А поскольку хотя бы как-то взаимодействовать с системой придется, главное, чтобы у этих действий была прямая связь с деньгами в конце смены или месяца.
На предприятии, о котором идет речь, мы внедрили систему учета через планшеты на границах производственных участков. Рабочий получает заготовки на складе, кладовщик отмечает «Иванов — 20 шт.», при этом время выдачи, тип детали, регламент скорости производства и норму брака система знает и рассчитывает сама, без участия специалиста. У Иванова в работе детали, в каждой из которых необходимо нарезать резьбу за 5 минут согласно регламенту. Если Иванов выполнит работу за 1:40–2 часа (+20 %), получит повышенный KPI. Выйдет покурить посреди рабочего процесса — гарантированно не успеет и KPI станет значительно меньше (результаты дня приходят автоматическим сообщением в Telegram в конце смены). Иванов сдает детали на следующий участок через такой же терминал учета, где нужно нажать всего две кнопки: свою фамилию и количество деталей. На этом цифровизация рабочего цикла слесаря Иванова завершается.
Классическая ошибка большинства проектов по автоматизации производства — это вера в то, что сами технологии что-то решают. Реальность гораздо проще и жестче: автоматизация ничего не стоит, если не внедрена правильно.
Таким образом достаточно контролировать информацию только на входе и выходе из процесса, чтобы иметь детальное представление о его содержании и ключевых для бизнеса метриках. Иванов при этом имеет гарантированный 15-минутный перерыв между задачами, перерыв на обед и четкие границы смены, его интересы учтены и объективных причин для саботажа процесса нет. Однако попытки гарантированно будут — для этого и добавлен чат-бот с уведомлениями. Нехитрым путем эмпирических вычислений Иванов приходит к выводу, что новая система мотивации с заниженным окладом и высоким KPI для него выгодна, и он зарабатывает больше, чем раньше, только если следует предписанию системы. При этом предписания простые и объективные — без сверхусилий и перевыполнения планов, их легко выполнять изо дня в день.
Предприятие в таком случае получает управляемую добавочную стоимость от результатов работы Иванова, которые сами по себе становятся дешевле на единицу продукции с учетом упразднения времени неконтролируемого простоя. Компания платит за выполненную работу, а сотрудники предприятия работают четче и выполняют больше в тот же ограниченный период времени исключительно за счет снижения хаотичности процесса.
В приведенном кейсе следом мы также ввели персональные производственные расписания. Каждое утро каждому рабочему Telegramбот присылает задания на день: что, где, на каком оборудовании он должен выполнить. В этом графике уже заложены перерывы, время на перемещение, выдача инструмента и сдача результатов. Рабочий просто идет по расписанию, все остальное система делает сама.
Теперь у ИТР исчезла необходимость вручную готовить сменные задания, собирать маршрутные карты и следить за перемещением заготовок, ERP делает это автоматически. На этапе проектирования заказа сотрудник собирает его как конструктор, через выпадающие списки и формы и отдает системе. Она же рассчитывает себестоимость проекта с учетом реального времени, фактической загрузки и текущей стоимости материалов. В момент, когда отдел продаж выставляет клиенту предложение, система уже знает остатки материалов на складе, необходимое сырье, оборудование, персонал, расход электроэнергии и норму рентабельности этого заказа.
В рассматриваемом нами конкретном случае через 6 месяцев после запуска:
— производительность труда рабочих выросла на 27 % в пересчете на чистую прибыль по итогу периода;
— количество простоев между участками снизилось с 6,2 до 3 часов на цикл;
— доля брака сократилась с 5,4 до 2,1 %;
— административная нагрузка на ИТР уменьшилась на 35–40 %.
Срок внедрения составил 3 месяца, а срок полной окупаемости внедрения — 4,5 месяца с момента сдачи проекта.
Достаточно контролировать информацию только на входе и выходе из процесса, чтобы иметь детальное представление о его содержании и ключевых для бизнеса метриках.
Это стало возможным, потому что в компании не просто появился очередной новый софт, а в корне поменялась модель работы — от начисления заработной платы, до регламентов и порядка проектного проектирования, производственных работ и сметного учета. И все эти изменения попросту невозможны без учета психологии сотрудников предприятия, детального проектирования точек сопротивления и отказа, а также превентивных методов их преодоления.
Поэтому мы постоянно подчеркиваем: модель внедрения важнее, чем сама система. Потому что хорошая система с плохим внедрением на выходе дает ноль результата, не считая прямых убытков. А даже средняя система с качественным внедрением и обучением приносит ощутимый эффект.
Отдельно стоит подчеркнуть особую важность пошагового обучения сотрудников и руководителей работе с системой. Нельзя скинуть регламент в PDF-формате в рабочий чат и ждать, что каким-то образом сотрудники сами разберутся в процессах.
Мы проводили с ними персональные микро-сессии: объясняли, что нажимать на планшете, как считается производственная норма, как понимать свой KP и т. д. Каждый этап такого внедрения завершается набором инструкций и видео-уроков, также доступных в боте для последующего повторения. Таким образом формируется внутренняя академия предприятия, внутри которой в простом, понятном и оцифрованном виде хранятся прикладные регламенты и стандарты работы, которые действительно соблюдаются.
Заключение
Контроль производительности труда на промышленном предприятии жизненно необходим как для развития компании, так и для обеспечения ее базовой конкурентоспособности. Без оцифровки процессов, при опоре только на ручной труд, это работать не будет, каким бы квалифицированным ни был персонал — качественно оцифрованное предприятие в подавляющем большинстве случаев будет выигрывать по сравнению с предприятием, использующим ручное управление.
При этом, чем более громоздкая и недружелюбная ERP-система внедряется в компании, тем дольше и с большим риском отката будет проходить внедрение. Хотя качественное внедрение важнее свойств самой системы, тем не менее сложные и устаревшие интерфейсные решения значительно усложняют решение этой важной задачи. Выбирайте системы, которыми приятно пользоваться каждый день.