Все 12 общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков изложены в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 22.09.2010 № ММВ-72/461@. Данные критерии могут использоваться налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок как на предстоящий, так и последующие годы до их очередной актуализации. Налогоплательщики, воспользовавшись ими, как руководством к действию, могут самостоятельно оценить свои риски, связанные с налоговыми проверками. Также налоговые органы при планировании выездных налоговых проверок руководствуются постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», НК РФ, иными законами, судебными и нормативно-правовыми актами.
Приказом ФНС России от 22.09.2010 № ММВ-7-2/461@ утверждены следующие налоговые риски, которые налогоплательщики могут самостоятельно оценить.
Риском для налогоплательщика является, если его налоговая нагрузка получается ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Так как налоговая нагрузка налогоплательщика не должна быть ниже ее среднеотраслевых показателей, приведенных в приложение № 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Налоговая нагрузка определяется по формуле
Налоговая нагрузка = налоги уплаченные / выручка × 100 %.
Совет: если размер налоговой нагрузки у налогоплательщика получился ниже среднеотраслевого показателя, то данный налогоплательщик может обосновать это, например, тем, что он с минимальной наценкой реализует залежалый товар, с истекающим сроком годности, невостребованный либо новый для него товар, работу, услугу и т. п.
Риском для налогоплательщика является осуществление им финансовохозяйственной деятельности с убытком в течение двух и более календарных лет. Это касается не только старожил бизнеса, но и всех новичков, осуществляющих убыточную деятельность в течение двух и более календарных лет.