— Расскажите, пожалуйста, с какими трудностями пришлось столкнуться при переходе на дистант?
— В Сочинском государственном университете и до пандемии существовала и использовалась электронная платформа, позволяющая вести образовательный процесс с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, однако объемы учебной информации и количество участников, использующих эти материалы, были значительно меньше. Поскольку требованием образовательных стандартов является умение преподавателей работать в электронной информационно-образовательной среде, в университете регулярно организовывались и проводились программы повышения квалификации по цифровой грамотности, но тем не менее за последние три месяца компьютерная грамотность преподавателей возросла в несколько раз и это безусловный плюс вынужденного онлайн-обучения.
Переход на дистанционную форму сейчас в большей степени подразумевает, что преподаватели воспроизводят все то же самое, что было в традиционном режиме: проводятся такие же лекции и такие же семинары, сохраняется ранее утвержденное расписание учебных занятий. Таким образом, онлайн-обучение организовано в синхронном режиме, объем контактных часов преподавателя и студента сохранился.
Преподаватели ведут лекции в программах, позволяющих организовать видеоконференции: BigBlueButton, Zoom; используют программное обеспечение, позволяющее размещать методические материалы для студентов, задания, презентации, проводить тестирования — Moodle, Prometeus. Несмотря на дистанционный режим, препода ватели сохраняют доступность для студентов, находятся на связи с ними в чатах мессенджеров, в Discord и т.д.
Необходимо отметить, что время, в котором мы сейчас адаптируемся к новым условиям, также является очень подходящим, чтобы не просто воссоздавать прежнюю действительность, а подумать об обновлении привычных форм занятий и что нового можно теперь привнести в образование.
Для изучения проблем, возникающих в связи с переходом на дистанционную форму преподавания, выработки своевременных и адекватных рекомендаций по совершенствованию онлайн-обучения университетом были дважды организованы и проведены интернет-анкетирования преподавателей и студентов, в том числе выпускников.