По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как оживить лики эпохи

Маргарита Жданова Историко-мемориальный центр-музей И.А. Гончарова, Ульяновск
Ирина Григорченко Ассоциация учителей литературы и русского языка
Ключевые слова:

Историко-мемориальный центр-музей И.А. Гончарова был открыт в 2012 году в день празднования 200-летнего юбилея классика русской литературы. Созданный на базе единственного в нашей стране музея И.А. Гончарова, он продолжил поиски новых форм взаимодействия с детской и юношеской аудиторией.

Историко-мемориальный центр-музей И.А. Гончарова, один из самых молодых и востребованных культурных центров в Ульяновске, был открыт в 2012 году в день празднования 200-летнего юбилея классика русской литературы. Создание Центра-музея И.А. Гончарова, по сути, стало новым этапом в жизни старого музея и позиционируется как создание музея нового поколения — с технически оснащенной экспозицией, просторными экспозиционными залами и неограниченными возможностями для реализации творческих проектов.

Конечно, сотрудники центра-музея думали о том, какими средствами сделать новый музейный «продукт» интересным детям, «оживить» для школьников гениев литературы XIX века, сделать их ближе и понятнее современной молодежи. Ответ удалось найти благодаря творческому сотрудничеству с Ульяновским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», приглашению к диалогу с музеем учителей, готовых к поиску и эксперименту.

Особый интерес современный учитель проявляет к тем формам взаимодействия с музеем, которые предполагают организацию проектной деятельности учащихся. Формирование соответствующих компетенций школьников включено в новые ФГОСы для учащихся всех ступеней образования, однако в одиночку учителю справиться с этой задачей бывает сложно. А вот совместные творческие усилия оказываются очень плодотворными и для школы, и для музея.

В результате обсуждений и споров во время рабочих встреч и круглых столов была выработана концепция проекта. По замыслу он прежде всего должен быть направлен на популяризацию творчества И.А. Гончарова, на возрождение интереса к великому литературному наследию нашего земляка. Кроме того, хотелось по возможности дать детям представление об эпохе Гончарова, о его окружении, его великих современниках. Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой также становились героями проекта, который был назван «И.А. Гончаров и Золотой век русской литературы. Лики эпохи».

В проекте были использованы разные формы работы: лекции, инсценировки, чтение стихов и писем, презентации, дискуссии, экскурсии. За мечательно, что его реализация была осуществлена с активным участием старшеклассников, а не только учителей и сотрудников музея. В их исполнении звучали отрывки из литературных произведений, из писем, дневников, воспоминаний… Сколько ролей было сыграно, сколько пережито вместе с героями произведений наших великих классиков! Ребята перевоплощались, проигрывали ситуации из жизни писателей, которые описаны в дневниках и письмах, по ним же вели споры. Все это позволило участникам лучше понять личность каждого писателя, историю созданных ими произведений, почувствовать, как судьба России отразилась в литературном наследии XIX века.

Для Цитирования:
Маргарита Жданова, Ирина Григорченко, Как оживить лики эпохи. Музей. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: