Государственный бюджет — самый мощный рычаг по регулированию социально-экономического развития, которым располагает государство. Ведь доля расширенного консолидированного бюджета, включающая государственные внебюджетные фонды, составляет 38% всего ВВП. При правильной бюджетной политике, с учетом мультипликативного эффекта многих статей, бюджет более чем на 50% определяет как экономический, так и социальный рост страны. И напротив, неэффективный государственный бюджет может превратиться в тормоз экономического роста и ухудшить социальное положение населения.
Именно такую негативную роль, по нашему мнению, стал играть наш бюджет в 2012-2015 годах, выступив одной из основных причин перехода России к стагнации в 2013-2014 годы и к рецессии в 2015 году, к ускоренному росту инфляции и возникновению крайне негативного процесса стагфляции. После 10-15-процентного ежегодного увеличения в 2010-2012 годах государственный бюджет, темпы роста которого в 2-3 раза превышали инфляцию, в период стагнации и рецессии стал неуклонно сокращаться и все сильнее тянуть экономику и социальную сферу вниз. Проекты бюджета на 2016-2018 годы подобный отрицательный тренд продолжают. Как ни странно, бюджетная политика последнего времени не нацелена на преодоление тяжелого кризиса нашей социально-экономической системы. В лучшем случае в бюджете содержатся меры по смягчению этого кризиса.
По-видимому, в какой-то мере это чувствует, а возможно, и понимает Министерство финансов, что видно из опубликованного в июле 2015 года на популярном портале его доклада — Минфин России, 2015; Коптюбенко, 2015. Минфин предложил рецепт повышения эффективности бюджетных расходов. РБК отобрал семь ключевых предложений, вошедших в доклад министерства:
• раскрыть «закрытые» расходы;
• укрупнить ведомства;
• обслуживать чиновников на аутсорсинге;
• уточнить критерии майских — 2012 года указов Президента РФ В.В. Путина;
• ограничить социальные выплаты;
• объединить библиотеки и школы;