П режде чем оценивать работу финансовой службы, нужно разобраться в том, какие задачи должна решать финансовая служба, что от нее ждут собственники бизнеса и топ-менеджеры. Как показывает опыт, прежде всего владельцы бизнеса хотят, чтобы финансовая служба была плотно интегрирована в бизнес, понимала стратегию, цели и задачи бизнеса. По мнению собственников, финансисты — это именно те люди, которые не только четко знают текущую ситуацию, но и способны играть на опережение, предупреждать топ-менеджмент и собственника о возможных рисках.
Как же этого добиться?
Давайте рассмотрим следующие вопросы:
- роль финансовой службы и ее структура;
- функции финансовой службы: текущие (регулярные) и стратегические;
- портрет «идеального финансового директора»;
- отчеты, которые должна составлять финансовая служба.
Цель любого бизнеса — получение прибыли и увеличение стоимости компании. При том что цель у всех компаний одна, стратегии достижения этой цели у всех разные. Условно все виды стратегий можно разделить на стратегию плавного, эволюционного развития бизнеса и стратегию агрессивного, стремительного роста, «захвата» рынка. Финансовая служба при этом должна выполнять роль, соответствующую выбранной компанией стратегии достижения цели — получения прибыли и уметь выделять приоритетные для бизнеса задачи.
Кроме этого, роль финансовой службы подразумевает работу над постоянным ростом эффективности бизнеса.
Все функции финансовой службы можно разделить на два блока: текущие (регулярные) финансовые функции и функции, связанные со стратегией развития компании.
К стратегическим функциям можно отнести:
- формирование корпоративной структуры бизнеса и создание финансовой модели бизнеса (1–3–5 лет);
- расчет инвестиционных проектов, оценка рисков;
- определение возможных способов финансирования бизнеса, новых инвестиционных проектов; выбор оптимальных способов финансирования;
- определение учетной политики управленческого учета, выбор и инсталляция учетной информационной системы.