По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Как оценить эффективность руководителя и лидера организации

Жданкин Н.А. д-р техн. наук, академик РАЕН, профессор НИТУ «МИСиС», президент ООО «РЕГУЛ-КОНСАЛТ», 127549, г. Москва, ул. Пришвина, д. 15/1, оф. 3, Е-mail: regul-consult@mail.ru

В статье рассматриваются подходы к оценке топ-менеджера и лидера в организации. Разработаны критерии оценки, приводятся примеры оценки эффективности как руководителей, так и лидеров реальных компаний. Показано, что главные проблемы руководителей и лидеров кроются в отсутствии эффективной стратегии развития компании, слабой мотивации персонала, некомфортном психологическом климате в коллективе.

В заголовке статьи не случайно отдельно указаны руководители (топ-менеджеры) компании и ее лидеры. При этом мы имели в виду, прежде всего, таких лидеров, которые ведут компанию, занимают формальные, а также неформальные лидерские позиции. И нередко это разные категории людей. Конечно, согласно принципам ИСО, каждый топ-менеджер должен быть лидером, а каждый лидер руководителем. Однако на практике этого часто не происходит. Как же оценить эффективность топ-менеджера и лидера в организации?

Сначала рассмотрим методы оценки топ-менеджеров. От эффективности топ-менеджеров, от эффективности управления компанией напрямую зависят ее успехи в бизнесе, который она ведет. При хорошем и отличном менеджменте эти успехи очевидны, а при неэффективном — также очевидны неудачи или того хуже — банкротство компании.

Напомним, что к топ-менеджменту компании принято относить руководителей высшего уровня, которые управляют организацией и несут ответственность за результаты этого управления. Необходимой властью и полномочиями руководителей такого уровня наделяет совет директоров и/или общее собрания акционеров. Топ-менеджмент реализует цели, стратегии, бизнес-планы, бюджеты, проекты и т. д. Руководство принимает решения, которые влияют на каждого сотрудника организации, а также несет ответственность за успехи или неудачи организации в целом.

Топ-менеджеры имеют различные специализации и отвечают за различные направления деятельности компании. К каждой позиции выдвигаются определенные требования, охватывающие образовательные, личностные и другие характеристики менеджеров высшего уровня. К топ-менеджменту компании относятся:

• генеральный директор;

• исполнительный директор;

• директор по маркетингу;

• директор по продажам;

• директор по развитию;

• директор по персоналу;

• технический директор;

• директор по IT-технологиям;

• директор по инвестициям;

• финансовый директор и т. д.

Умение создать команду и правильно распределить обязанности — отличительная черта эффективного руководителя. Когда обязанности правильно распределены между подчиненными и руководителем, то вся компания работает как слаженный механизм. Все процессы на предприятии должны быть объединены в систему и организованы так, чтобы суммарный эффект от их взаимодействия был выше суммы эффектов работы каждого подразделения в отдельности. Такой эффект называется синергией.

Для Цитирования:
Жданкин Н.А., Как оценить эффективность руководителя и лидера организации. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: