Чтобы понять разницу между интерьерным искусством, нужно в первую очередь провести грань между искусством в его классическом понимании и декоративно-прикладным искусством.
Цель интерьерного искусства — украшать и вписываться в интерьер, быть акцентом интерьера или дополнять этот интерьер. Художники и дизайнеры используют в работе референсы, копируют один и тот же сюжет, создают похожие проекты с небольшими различиями в цветах, формах и силуэтах — отличный пример превращения художника в ремесленника, цель которого — создавать то, что будет украшать, не перегружая реальность смыслами. Картины, созданные для декора, лишены уникальности. Одно и то же полотно в разных вариациях может украшать десятки квартир. И в этом случае на стене спальни будет висеть лишь красивый элемент декора.
Изобразительное искусство, в том числе актуальное, — это призма, отражающая современную реальность. Людям, чтобы понять его, необходима не свойственная им оптика, которой и является восприятие мира. Через изучение и соприкосновение с искусством, будоражащим и вызывающим эмоциональный отклик, они примеряют на себя эту оптику. Таким образом, появляется возможность увидеть мир под другим, действительно уникальным углом. Создать такой эффект может только настоящий творец, на это не способен ремесленник, цель которого — воспроизводить мотивы, которые нравятся широкой публике, в приятной или модной цветовой гамме. Создатели предметов современного искусства — это исследователи человека и мира вокруг него. Их работы беспокоят, задают неудобные вопросы и будоражат воображение, часто заставляют испытывать дискомфорт. Эти работы создаются, чтобы вызывать резонанс, а не служить усладой глаз.
Но при этом есть случаи, когда массовость присуща произведениям искусства по задумке самого художника. Некоторые оригинальные серии особенно ценны. Такой прием называется multiple art — мастера выпускают ограниченный тираж одинаковых произведений, но это не имеет никакого отношения к серийному производству копий. Среди современных представителей multiple art — авангардный художник Бэнкси и яркая представительница перформанс-направления Марина Абрамович, а среди первых имен истории искусства — например, Питер Брейгель Старший, который сотрудничал с Иеронимом Коком, владельцем лавки «Четыре ветра» в Антверпене, создавая для него уникальные серии работ.