Брак и производственная дисциплина имеют очень тесную корреляцию.
Может показаться, что появление брака не зависит от действий оператора, обслуживающего станок с ЧПУ, на котором выполняется автоматическая обработка заготовки по заданной управляющей программе, — он ведь только выбирает и запускает нужную программу. Однако во время выполнения управляющей программы именно действия оператора и являются первопричиной брака, сбоев в ритмичности и сокращения объема выпускаемой продукции.
Оператор выполняет ряд подготовительных действий до запуска программы (установка и зажим заготовки/оснастки, наладка инструмента и т. д.), а также заключительных действий после выполнения программы: снятие, очистка/продув, замер и т. д. Эти действия, как правило, отлажены и находятся под контролем, соответственно их влияние на возникновение брака на большинстве предприятий сведено к минимуму.
Проблемы появляются там, где, казалось бы, все должно происходить в автоматическом режиме и без участия человека — при выполнении программы обработки детали. Однако именно при выполнении такой программы необходимо вмешательство оператора, и оно может оказать существенное влияние на появление брака, а также может приводить к возникновению других проблем. Это связано с двумя факторами: технологическими остановами и изменением значений процентовки подачи и скорости. Риск негативных последствий связан с тем, что эти операции полностью находятся вне зоны контроля руководства.
Технологические остановы закладываются в программе обработки технологами. Остановы используются как дополнительные, т. н. реперные точки контроля качества. Это может происходить при операциях снятия стружки, проверки поверхности заготовки, органов управления станка и т. д. Это как пит-стопы в Формуле 1. На время технологической остановки станок замирает и ждет указания от оператора. И только после получения соответствующей команды оператора станок продолжит работу. Такие остановы со стороны не видны, а всю ответственность за длительность и качество пит-стопа несет оператор. При этом далеко не редкость случаи, когда такие остановки длятся час и даже дольше, особенно в вечерние и ночные смены, и всего несколько минут во время дневных смен.