Проблема отсутствия управления конфигурацией стала очевидной в США при гонке за успешный запуск ракеты в 1950-х годах. Когда успешный пуск опытного образца был наконец произведен и представитель заказчика в эйфории успеха сказал: «Построй для меня еще один образец», — промышленность оказалась в следующих обстоятельствах:
• прототип (опытный образец) был запущен на траекторию;
• отсутствовали адекватные записи идентификации номеров деталей, хронология внесенных изменений, а также записи самих изменений [2].
Подобные инциденты заставили военные организации осознать необходимость реализации двух процедур управления конфигурацией [1].
Во-первых, необходимо было идентифицировать каждый элемент конструкции, чтобы знать, что входит в состав изделия или системы и как разработчики скомпоновали эти элементы, то есть какую конфигурацию они создали.
Во-вторых, необходимо было отслеживать изменения, внесенные в каждый элемент, а также изменения, внесенные в конфигурацию изделия или системы в целом.
Управление конфигурацией продолжало развиваться в военно-промышленном комплексе. В 1950-х и 1960-х годах в США армия, флот и ВВС разработали собственные стандарты управления конфигурацией. В первую очередь эти стандарты касались авиации и ракетного оружия, но затем постепенно начали распространяться и на другие сложные системы. К концу 1960-х Министерство обороны США, почувствовав, что различные группы, находящиеся в его ведении, занимаются «изобретением» одного и того же, приступило к «стандартизации стандартов» на местах. Результатом этих усилий стало появление в 1970 году первого стандарта в рассматриваемой области — MIL-STD 483 Configuration Management Practices for Systems, Equipment, Munitions, and Computer Programs (Практика конфигурационного управления для систем, оборудования, снаряжения и компьютерных программ) [3].
Управление конфигурацией — составная часть системы управления жизненным циклом изделия.