По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.212–053.2

Как организовать работу приемного отделения

Сафеулин Марат Сергеевич врач анестезиолог-реаниматолог, Александровская больница, г. Санкт-Петербург, SafMS2@gmail.com

Приемное отделение представляет собой структурное подразделение медицинской организации с круглосуточным стационаром, состоящее из лечебных помещений и административно-хозяйственной части. Оно предназначено для регистрации, первичного осмотра, антропометрии, санитарно-гигиенической обработки поступивших пациентов и оказания квалифицированной (неотложной) медицинской помощи. Основные принципы организации работы приемного отделения представлены в статье.

Литература:

1. Курносова Т. И. Правовые основания деятельности приемного отделения медицинской организации с круглосуточным стационаром» // Московская медицина. — 2018. — № 6 — С. 86–93.

2. Общественное здоровье и здравоохранение: Национальное руководство / Под ред. О. Ю. Александрова./ М.:ГЭОТАР — Медиа, 2015. — 619 стр.

3. Организация медицинской помощи в Российской Федерации / Под ред. В. А. Решетникова. — М.: МИА, 2018. — 428 с.

4. СанПиН 2.1.3.2630–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Приемное отделение — структурное подразделение лечебного учреждения, предназначенное для регистрации, приема, первичного осмотра, санитарно-гигиенической обработки поступивших больных и оказания квалифицированной медицинской помощи, в том числе неотложной. Сегодня во многих клиниках внедряется новый стандарт организации работы приемного отделения. Новый подход к маршрутизации пациентов и диагностике предполагает реформу приемного отделения, быстрое распределение потоков больных, концепцию пациентоориентированности, ускорение обследования больных и пострадавших [1].

Порядок работы приемного отделения и госпитализации больных определяется администрацией лечебного учреждения на основании действующих нормативно — правовых актов. На каждого пациента оформляется медицинская документация и производится соответствующая запись в журнале учета госпитализаций или отказа в госпитализации. Прием пациента в профильный стационар и время пребывания в приемном отделении устанавливаются после осмотра врачом.

Для деятельности приемного отделения создают положение о его работе, перечень документации, регламенты плановой и экстренной госпитализации, определяют функциональные обязанности врача, среднего и младшего медицинского работника. Также необходимо внедрить регламенты «Ознакомление пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента» и «О передаче персональных данных третьим лицам» [2].

В приемном покое размещается информация о порядке работы лечебного учреждения и вся документация в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

Основные задачи приемного отделения:

– круглосуточный прием, осмотр, необходимое обследование и распределение пациентов по отделениям в соответствии с профилем их показаний для госпитализации и тяжестью состояния;

– оказание экстренной медицинской помощи обратившимся пациентам;

– наблюдение за поступившими больными до госпитализации в профильное отделение или транспортировки в сопровождении бригады скорой помощи в другое лечебное учреждение;

– реализация мероприятий по выявлению и предупреждению распространения инфекционных заболеваний среди больных и персонала;

– учет госпитализированных пациентов и пациентов, которым было отказано в госпитализации, согласно Регламенту работы приемного отделения;

– поддержание постоянной готовности отделения к работе в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;

– проведение санитарной обработки пациентов, направленных в отделения стационара;

– оформление и ведение установленной медицинской и учетной документации, регистрация госпитализированных пациентов и пациентов, которым было отказано в госпитализации, согласно Регламенту работы приемного отделения;

– контроль за обоснованностью направления на стационарное лечение и правильностью оформления направительных документов;

– передача телефонограмм в службу «02» дежурной части УВД обо всех случаях обращения в больницу пациентов с телесными повреждениями насильственного характера;

– выдача пациентам, не нуждающимся в госпитализации, справок о пребывании в отделении и заверенных копий результатов обследования;

– организация перевода пациентов в другие лечебно-профилактические учреждения по профилю заболевания — в случае необходимости;

– выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий для обеспечения безопасности пациентов и персонала отделения, предупреждения распространения внутрибольничной инфекции;

– систематическое освоение и внедрение в клиническую практику современных методов диагностики и лечения неотложных состояний;

– разработка и внедрение мероприятий, направленных на повышение качества лечебно-диагностической работы в отделении;

– повышение профессиональной квалификации медицинского персонала отделения по вопросам экстренной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

– проведение санитарно-гигиенического просвещения больных и их родственников;

– ведение учетной и отчетной документации, представление отчетов о деятельности отделения в установленном порядке [3].

Непосредственный контроль организации работы приемного отделения осуществляет заместитель главного врача по медицинской части.

Отделение возглавляет заведующий, назначаемый приказом главного врача.

На должность заведующего приемным отделением назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (медицинское) образование по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», сертификат по специальности одного из направлений деятельности лечебного учреждения, стаж работы по специальности не менее пяти лет [4].

Работники отделения привлекаются к дежурствам в ночное время, в выходные и праздничные дни согласно графику дежурств, составленному заведующим отделением. В ночное время, в выходные и праздничные дни дежурные врачи Отделения непосредственно подчиняются ответственному лицу (врачу) по лечебному учреждению.

Штатное расписание и структура отделения устанавливаются исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, численности обслуживаемого населения и рекомендуемых штатных нормативов, согласовываются с заведующим отделением, заместителями главного врача по медицинской части и по экономическим вопросам и утверждаются главным врачом.

Приемное отделение имеет отдельный вход с автоматической системой открывания дверей, оборудованный для парковки машин скорой помощи и удобный для транспортировки больных на каталках.

Приемное отделение размещают на первом этаже корпуса, где сосредоточены основные отделения медицинской организации — хирургии, реанимации, операционные, диагностические подразделения. Приемное отделение располагают вблизи въезда на территорию больницы, чтобы оно было доступно для транспортировки больных и их посещения. Для этого создают удобный, мощеный или асфальтированный, подъезд, широкую лестницу и двери для прохода с носилками.

Приемное отделение состоит из вестибюля, регистратуры, смотровых кабинетов и санитарного пропускника. В приемном покое предусматривают помещения для каталочного и противошокового залов, кабинетов экстренного и планового приема, фильтра с душевой для пациентов, экстренной лаборатории [1, 3].

При приемном отделении создают изолятор для помещения больных, у которых подозревают инфекционные заболевания, диагностические палаты, куда помещают больных до уточнения диагноза. Эти палаты размещают несколько обособленно, и они имеют отдельный санузел. В крупных больницах дополнительно организуют операционные, травматологический, рентгенологический и манипуляционный кабинеты. В детском стационаре можно спланировать комнату для грудного вскармливания.

Набор помещений и их расположение в приемном отделении медицинской организации зависит от профиля стационара. В приемном отделении выделяются следующие помещения:

– зал для пациентов экстренного профиля, фильтр, смотровые физиологического и обсервационного профиля, помещения для санитарной обработки;

– противошоковый зал;

– зал для пациентов планового профиля;

– кабинет заведующего отделением, старшей медицинской сестры;

– гардероб для больных;

– комната для персонала;

– кабинет сестры-хозяйки;

– комната для хранения уборочного инвентаря;

– комната для хранения крови и ее компонентов [4].

Помещения приемного отделения, их количество, состав и состояние должны соответствовать:

– санитарным правилам и нормам (СанПиН) 2.1.3.2630–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58);

– СанПиН 3.1/3.2.3146–13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 № 65);

– СанПиН 1.1.1058–01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 18).

Отделение оснащается медицинским оборудованием в соответствии со стандартом оснащения приемно-диагностического отделения (табл. 1).

Отделение обеспечивается телефонной связью (городской, местной АТС, мобильной) для оперативной связи с другими отделениями, администрацией лечебного учреждения.

Заведующий отделением несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.Ответственность работников отделения устанавливается должностными инструкциями.Работники отделения за неправомерные решения, действия или бездействие несут дисциплинарную, административную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В приемном покое необходимо создать комфортное и безопасное окружение для пациентов. В приемном отделении предусматривают просторный холл с санитарным узлом для маломобильных групп населения. Выделяют зону ожидания для родственников больного.

Вестибюль в приемном отделении должен быть чистым и светлым. В нем ставят необходимую мебель, столик для журналов, газет, санитарно-просветительной литературы. Оформляют специальные витрины и стенды для плакатов и ознакомительного материала. Для уюта расставляют цветы, а стены окрашивают в спокойные тона.

Регистратуру делают открытой без остекления и доступной для пациентов с ограниченными возможностями. Например, устанавливают низкие столешницы, наушники, микрофоны.

Чтобы соблюсти конфиденциальность при приеме пациентов, для осмотра пациентов выделяют специальную зону. Это может быть отдельный смотровой кабинет или зона в помещении, которую отгородили ширмами.

Все кабинеты приемного отделения обеспечивают прямым естественным освещением. Чтобы больной не замерз во время переодевания, температура воздуха в помещениях должна быть не менее 25 °С.

При проектировании разработчики учитывают, что необходимо разделить потоки экстренных, неотложных и плановых больных. Показатели, по которым сортируют поступающих пациентов, определяет заведующий приемным отделением.

В приемное отделение больные могут быть доставлены следующими способами:

– машиной скорой медицинской помощи: при несчастных случаях, травмах, острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний;

– по направлению участкового врача в случае неэффективного лечения в амбулаторных условиях, перед проведением экспертизы медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК), а так же по направлению военкомата;

– переводом из других лечебно-профилактических учреждений (по договоренности с администрацией);

– «самотеком»: при самостоятельном обращении больного в случае ухудшения его самочувствия на улице недалеко от больницы.

В зависимости от способа доставки больного в больницу и его состояния различают три вида госпитализации пациентов:

1) плановая госпитализация;

2) экстренная госпитализация;

3) госпитализация «самотеком».

Временные рамки оказания помощи утвердили в локальных нормативных актах. Экстренная медицинская помощь оказывается безотлагательно (ч. 2 ст. 11 Закона № 323-ФЗ). Речь идет о внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, когда жизнь пациента находится под угрозой (п. 1 ч. 4 ст. 32 Закона № 323-ФЗ). Неотложная помощь оказывается при внезапных острых заболеваниях, состоянии обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациенту (п. 2 ч. 4 ст. 32 Закона № 323-ФЗ). Плановая медицинская помощь оказывается в плановом порядке. Ответственным лицом за организацию плановой госпитализации в стационар является заведующий приемно-диагностическим отделением.

Пациент либо его законный представитель самостоятельно заполняет форму добровольного информированного согласия, при возникновении вопросов обращается к врачу.

Эпидемиологическая задача приемного отделения — не допустить поступления пациента с признаками инфекционного заболевания в палатное отделение стационара общего профиля. В случае подозрения на инфекционное заболевание пациента изолируют в диагностическую палату при приемном отделении или бокс до установки диагноза или перевода в инфекционное отделение (больницу). По заданию на проектирование в приемном отделении предусматриваются помещения для оказания экстренной лечебно-диагностической помощи (кабинеты лучевой диагностики, эндоскопии, смотровые, экстренные операционные, реанимационные залы, перевязочные, гипсовочные, кабинеты врачей и прочие).

Основная медицинская документация приемного отделения

1. Журнал учета приема больных и отказов в госпитализации (форма № 001/у). В журнале медицинская сестра фиксирует: фамилию, имя, отчество пациента, год рождения, данные паспорта и страхового полиса, домашний адрес, место работы и должность, телефоны (домашний, служебный,близких родственников), дату и время поступления, откуда и кем он доставлен, характер госпитализации (плановый, экстренный, «самотек»), диагноз направившего учреждения, диагноз приемного отделения,в какое отделение направлен пациент. При отказе в госпитализации в журнал заносятся сведения о причине отказа и оказанной помощи: медицинская помощь, направление в другой стационар, отсутствие показаний к госпитализации и прочее.

2. Медицинская карта стационарного больного (форма № 003/у). Медицинская сестра оформляет титульный лист истории болезни, а также заполняет паспортную часть и левую половину Статистической карты выбывшего из стационара (форма № 066/у).

3. Журнал учета приема беременных, рожениц и родильниц (форма № 002/у).

4. История родов (форма № 096/у).

5. Журнал записи родов в стационаре (форма № 010/у).

6. Медицинская карта прерывания беременности (форма № 010/у).

7. Лист первичного (консультативного) осмотра по форме, утверждаемой приказом медицинской организации.

8. Справка о нахождении в медицинской организации.

9. Журнал учета инфекционных заболеваний (форма № 060/у). Каждый случай выявленного педикулеза вносится в журнал.

10. Листок учета движения больных и коечного фонда стационара (форма № 007/у) формируется отделениями стационара и представляется в приемное отделение.

11. Журнал учета экстренной профилактики столбняка при травмах. (Методические указания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека МУ 3.1.2436–09 «Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиологический надзор за столбняком».)

12. Журнал регистрации специальных сообщений.

13. Экстренное извещение в санитарно-эпидемиологическую станцию (для направления в санитарно-эпидемиологическую станцию по месту выявления) заполняют при наличии у больного инфекционного заболевания, пищевого отравления, педикулеза.

14. Журнал телефонограмм. Медицинская сестра фиксирует в журнале текст телефонограммы, дату, время ее передачи, кем она принята.

15. Алфавитный журнал поступивших больных (для справочной службы).

Решение об отказе в госпитализации пациента принимается в случае:

– отсутствия у пациента медицинских показаний для госпитализации;

– невозможности оказания медицинской помощи пациенту в условиях данной медицинской организации (наличия у пациента заболевания, подлежащего лечению в специализированном отделении другого стационара).

В случае отказа пациента (его законного представителя) от медицинского вмешательства (госпитализации) врач приемного отделения:

– оформляет данный отказ с внесением информации в Журнал приема пациентов и отказов в госпитализации и информационную систему медицинской организации;

– разъясняет пациенту (его законному представителю) возможные последствия такого отказа;

– оформляет лист первичного (консультативного) осмотра пациента;

– выдает пациенту (его законному представителю) справку о нахождении в медицинской организации с указанием диагноза пациента, результатов оказанных ему медицинских исследований и консультаций, рекомендаций по лечению, образу жизни и труду.

Если пациент (его законный представитель) отказывается от медицинского вмешательства (госпитализации), но при этом отказывается оформить отказ в соответствии с требованиями законодательства, врач приемного отделения фиксирует такой отказ путем составления акта с уведомлением в течение 1 рабочего дня заведующего приемным отделением.

В акте указываются:

– дата и время составления акта;

– фамилии, имена, отчества и должности лиц, составивших акт;

– фамилия, имя, отчество, дата рождения пациента;

– фамилия, имя, отчество законного представителя пациента (если отказ дан законным представителем);

– указание на отказ от медицинского вмешательства (госпитализации);

– причины отказа от медицинского вмешательства (госпитализации) со слов лица, его давшего (при наличии);

– указание на разъяснение пациенту (его законному представителю) возможных последствий отказа от медицинского вмешательства (госпитализации);

– подписи лиц, составивших акт.

Акт приобщается к медицинской документации пациента.

В случае отказа от медицинского вмешательства (госпитализации) беременной женщины, несовершеннолетнего пациента информация об обращении в приемное отделение (приемный покой) и состоянии здоровья передается соответственно в женскую консультацию, детскую поликлинику по месту прикрепления в течение одного рабочего дня с даты обращения. В случае принятия решения об отказе в госпитализации пациента врач приемного отделения:

– вносит информацию о принятом решении в Журнал приема пациентов и отказов в госпитализации и информационную систему медицинской организации;

– оформляет лист первичного (консультативного) осмотра пациента;

– выдает пациенту (его законному представителю) справку о нахождении в медицинской организации с указанием диагноза пациента, результатов оказанных ему медицинских исследований и консультаций, рекомендаций по лечению, образу жизни и труду Таким образом, организация работы приемного отделения является приоритетной задачей руководителя медицинской организации. Реализация современных технологий и организационных решений в приемном отделении лечебного учреждения позволяет значительно повысить качество оказания медицинской помощи.

Язык статьи:
Действия с выбранными: