Кому из штатных сотрудников можно было бы поручить функцию организации обучения?
Чтобы ответить на этот вопрос, я бы начал «от печки», то есть рассмотрел, каким характеристикам важно соответствовать и какими критериями должен обладать будущий внутренний тренер — наставник.
1. Быть в теме. Чуть подробнее поясню: быть достаточно глубоко в нужной теме — в продажах, маркетинге, производстве, менеджменте. Потенциальный тренер должен обладать всеми необходимыми знаниями в полном объеме. Это очевидно, но в идеале не всегда достижимо. Пусть у подходящего специалиста будет максимально возможный объем знаний, 50–70%. Этого будет достаточно для обучения новичков или повышения квалификации уже работающих специалистов. Остальные знания он доберет в процессе подготовки тренинга. «Хочешь чему-то научиться, возьми себе ученика» — гласит народная мудрость.
2. Обладать необходимыми навыками. Знать хорошо самому и суметь научить других — совсем не одно и то же. Обучение взрослых людей — та же наука, что и обучение детей: без специфических профессиональных знаний не обойтись. К таким знаниям относятся:
- знание принципов и особенностей обучения взрослых людей;
- понимание групповой динамики и управление ею, работа с сопротивлением группы;
- знание и умение наполнить обучающую программу, чтобы не перегрузить ее теорией и не сделать ее слишком легкой и поверхностной, забыв про практические задания;
- умение грамотно оформить наглядные материалы слайды, видео, методичку участников;
- знание и понимание психотипов участников для лучшего контакта во время обучения с тренером и участников друг с другом.
Самым лучшим подспорьем для будущего тренера будет пройти тренинг для тренеров, где со всеми перечисленными инструментами и технологиями его познакомят профессионалы. Есть, правда, еще один способ — Интернет, где встречается качественная необходимая информация, но ее надо будет найти среди разного мусора, и, конечно же, это будет только теория — без важной практики, которую можно и нужно получить самому на тренинге.