Городское ориентирование — это своего рода вид спорта с элементами интеллектуальной игры (или интеллектуальная игра со спортивным компонентом, кому как больше нравится). Задача участников — найти и посетить за кратчайшее время контрольные пункты, заданные организаторами. В отличие от классического спортивного, в городском ориентировании КП могут задаваться разными способами: через адреса, местные названия и ориентиры, условные схемы и фотографии, неочевидные описания и загадки. Собственно контрольными пунктами могут служить памятники, вывески, таблички, здания и сооружения, рисунки на стенах и другие элементы городской среды. Также КП могут быть «живыми»: в заданном месте участников встречает волонтер соревнований. В правилах каждой конкретной игры оговаривается, могут ли участники пользоваться теми или иными видами транспорта.
Городской квест — одна из разновидностей соревнований по городскому ориентированию. Команде на старте выдается легенда с загадками, которые она должна разгадать. Ответ на финальную загадку (ее можно получить только после прохождения всех промежуточных КП) указывает на расположение финиша. Старт команд в пределах одного зачета общий, поэтому распределение мест происходит по времени прибытия на финиш. Отсутствие необходимости производить дополнительные подсчеты позволяет подвести итоги и наградить победителей без промедления, сразу на финише. В этом смысле форма кве ста удобна, когда соревнования проводятся, например, в рамках какого-то городского праздника: торжественное награждение участников можно провести сразу. Как правило, соревнования занимают целый день.
Терминология
КП — контрольный пункт. Место, которое участник обязательно должен посетить, выполнить задание, указанное в легенде (что-то посчитать, переписать и т.д.), и записать ответ и время взятия в маршрутную книжку.
Легенда — лист бумаги, на котором указаны адреса КП и задания, которые нужно выполнить на этих КП. Выдаются участникам на старте и на этапных КП.