По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как определить внутренние дефекты оборудования?

Метод PCRT (Process Compensated Resonance Testing) способен на большее, чем классические импульсные методы. Он учитывает то, что любой процесс подвержен рассеянию, или, по-другому, колебанию. Это существенно влияет на спектр резонансных частот испытываемой детали

Неразрушающий метод испытания материалов – PCRT предназначен для проверки работоспособности изнашивающихся частей деталей, в том числе и электротехнического оборудования, требующих частого техобслуживания, и для количественной оценки степени их повреждения. Результат – обнаружение и анализ внутренних дефектов.

Это как раз тот случай, когда специалиста по техобслуживанию упрекнуть не в чем. Снова то же самое место, снова тот же конструктивный или соединительный элемент и снова он вышел из строя. И опять никто не знает почему. Тогда эту деталь начинают регулярно заменять заранее, «на всякий случай». Неважно, может ли она еще послужить или нет. Когда речь идет о компонентах, влияющих на безопасность, действует принцип: безопасность превыше всего. Приходится мириться с высокими затратами на замену псевдобракованных деталей. Это особенно касается отраслей, где аварии обходятся слишком дорого: специальное оборудование, авиационная техника, турбиностроение.

Избежать псевдобрака – это не значит заменять абсолютно работоспособные детали. Эффективное техобслуживание состоит в том, чтобы менять только те детали, чья работоспособность ухудшилась. Однако это не отменяет обязанности определить причину такого ухудшения. Данное правило действует как при внешних видимых дефектах (царапины, зарубки, деформации), так и при внутренних (трещины, неправильный выбор материала). Проблема заключается в том, что общепринятые методы испытаний способны зафиксировать только видимые нарушения – они не делают различия между настоящими и псевдодефектами. Здесь не выполняется оценка физических свойств конструктивного элемента.

Напротив, резонансные испытания PCRT заключаются в том, что прочность проверяемого тела оценивается путем сравнения его резонанса с резонансом образца. Тест PCRT допущен, например, Федеральным управлением гражданской авиации США для контроля перегрева лопастей турбин. Так, Delta Airlines использует этот метод уже много лет. В Германии этот метод широко используется для испытаний компонентов авиационной техники, например колесных болтов. Метод PCRT базируется на резонансной ультразвуковой спектроскопии: благодаря высокой стабильности повторяемости можно всегда повторно измерить частоту с точностью 0,015 %. Это позволяет отследить и проанализировать мельчайшие отклонения резонанса. Программа VIPR (Vibration Pattern Recognition) анализирует образцы резонанса и выносит вердикт: деталь в порядке (IO) или не в порядке (NIO). На сегодня это единственная технология, позволяющая распознать и оценить невидимые дефекты. Это касается также конструктивных элементов, которые на первый взгляд работают вполне безупречно. Для точной оценки каждая деталь подвергается повторному измерению, которое дает в результате типичное отклонение в диапазоне 0,002–0,02 %. Оценка вполне независима от человеческого фактора, а значит, исключена дорогостоящая замена вполне работоспособных деталей на всякий случай.

Для Цитирования:
Как определить внутренние дефекты оборудования?. Электроцех. 2013;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: